10.02.05 Романские языки (испанский)

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки":  

1.     Предмет философии науки.

2.     Формирование и развитие науки.

3.     Основные стадии исторической эволюции философии науки.

4.     Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5.     Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

6.     Философия марксизма о науке.

7.     Позитивизм в науке.

8.     Неопозитивизм как третий этап позитивизма.

9.     Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

10.   Прагматическая философия.

11.   Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

12.   Философская герменевтика и гуманитарное знание.

13.   Постмодернизм в философии и культуре.

14.   Научное познание, критерии его научности.

15.   Методы познания. Классификация методов.

16.   Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.

17.   Диалектика процесса познания.

18.   Истина как цель познания. Типология истин.

19.   Структура эмпирического знания.

20.   Специфика теоретического познания и его формы.

21.   Научная картина мира, ее парадигмальный характер.

22.   Научные революции и их сущность.

23.   Классификация наук в истории познания.

24.   Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.

25.   Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

26.   Этические проблемы науки в XXI веке.

27.   Наука как социальный институт.

28.   Философия политики.

29.   Философские проблемы экологии и биологии.

30.   Философия истории.

31.   Философия культуры.

32.   Философия религии.

33.   Сциентизм и антисциентизм.

34.   Основные проблемы философской антропологии.

35.   Наука и экономика.

36.   Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.

37.   Методологические основания социально-гуманитарного познания.

38.   Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.

39.   Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

40.   Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

41.   Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

42.   Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

43.   Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.

44.   Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Романские языки (испанский)": 

Каждый билет по кандидатский экзамену по специальности включает 3 задания:

1. Вопрос по общим и частным проблемам романистики.

2. Вопрос по истории и теории испанского языка.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

    

I. 

1. Научный стиль. Основные экстралингвистические и языковые признаки научного стиля.

2. Тенденции употребления времен в современном испанском языке. Проблема неличных форм глагола в испанском языке. Грамматикализованные и  лексико-синтаксические конструкции с инфинитивом, причастием и  герундием.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

II. 

1. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Роль в его создании трудов Р.Раска, Ф.Боппа, Я.Гримма. Основные задачи и цели сравнительно-исторических исследований. Критерии родства индоевропейских языков. Первые типологические классификации индоевропейских языков. Начальные этапы развития романистики как науки.

2. Функциональные классификации частей речи В.Ламикиса и Э.Аларкоса Льорака.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

III. 

1. Метафорический и метонимический полюсы в современной лингвистике.

2. Критерии классификации частей речи. Традиционная классификация частей речи. Классификация Р.Ленца, С.Хили-и-Гайа, М.Криадо де Валя, С.Эрнандеса Алонсо.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

IV.

1. Философия языка В.Гумбольдта. Ее роль в развитии языкознания и романистики. Гумбольдтовское понятие языка как деятельности и как “духа народа”.  Внешняя и внутренняя форма языка. Типы языков по Гумбольдту. Так называемые языковые антиномии. Теоретическая концепция Гумбольдта как основание концепции неогумбольтианства.

2. Испанская фразеология.  Территориальная дифференциация испанской лексики. Классификация ФЕ (Х. Касарес , Н.Н. Курчаткина ,А.В. Супрун).

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

V

1. Младограмматизм как новый этап в развитии сравнительно-исторического языкознания. Г.Остгоф, К.Бругман, Г.Пауль, В.Мейер-Любке, А.Мейе - выдающиеся представители младограмматизма. Их критика своих предшественников. Индивидуальное и социальное в языке. Понятие звуковых соответствий и звуковых законов. Лингвистический психологизм и историзм как часть методологии младограмматиков. Миссионерские грамматики: основные труды и авторы.

2. Эпическая поэма. «Cantar de Mio Cid» Культурно-исторический контекст создания памятника. Проблема датировки. Исследование апокопы слов. «Языковые формулы».

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

VI

1. Критика младограмматизма и новые пути в развитии языкознания. Школа “слов и вещей”. Роль Г.Шухардта в становлении этой школы. Обозначение и значение в понимании Г.Шухардта. Эстетическая (идеалистическая) школа. Роль К.Фосслера в создании школы и в развитии романского языкознания. Последователи Фосслера в романистике. Экспрессивная функция языка. Язык как выразитель духовных процессов. Роль индивидуальной речи и интуиции в концепции К.Фосслера.

2. Явление выразительного синтаксиса. Критерии классификации синтаксических фигур. Фигуры, построенные на ассимиляции.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

VII

1. Неолингвистика (ареальная, пространственная лингвистика). Роль итальянских лингвистов М.Бартоли, Д.Бертони, Д.Бонфанте, В.Пизани и др. в становлении ареальной лингвистики. Связь взглядов неолингвистов с идеями В.Гумбольдта, Г.Шухардта и К.Фосслера. Язык как продукт эстетического творчества индивидов.  Неолингвистика и так называемая лингвистическая география. Теория языкового смещения.  Понятия субстрата, суперстрата и адстрата. Лингвистические атласы. Ж.Жильерон и его роль в развитии романской лингвогеографии. А.Доза, Ш.Брюно, В.Фон Вартбург и другие последователи Ж.Жильерона.

2. Роль "Грамматики кастильского языка" Андреса Бельо в истории испанской лингвистики.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

VIII

1. Общелингвистическая теория Ф.де Соссюра. Объект, предмет и метод лингвистики в понимании Соссюра. Язык как система знаков. Означаемое и означающее. Понятие значимости. Понятие речевой деятельности. Структура языка и система языка. Язык и речь, их отличительные признаки. Синхрония и диахрония. Ассоциативные (парадигматические) и синтагматические отношения. Противопоставление, установление тождеств и различий. Внутренняя и внешняя лингвистика. Влияние идей Соссюра на развитие языкознания.

2. Основные испанские грамматические сочинения XVI в.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта (соискателя)

IX

1. Копенгагенская лингвистическая школа (глоссематика). Роль Л.Ельмслева в создании глоссематики. Деление языка на “схему-норму-узус-акт”. Роль отношений в лингвистической теории Л.Ельмслева. Форма и субстанция. Содержание и выражение. Понятие фигуры. Американская дескриптивная лингвистика. Прагматическая направленность дескриптивных исследований. Л.Блумфилд и его учение о языковых уровнях, формах и субститутах. Разновидность американского структурализма. Понятие о дистрибуции. Уровни индентификации морфемных сегментов (алломорфов). Метод непосредственно составляющих.  Трансформационный метод. Американская этнолингвистика. Теория лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа. Язык и восприятие мира.

2. Фонема, ее реализации; фонологическая оппозиция. Сегментные и суперсегментные единицы. Транскрипция. Графика и орфография. Вокализм. Консонантизм. Явления морфонологии. Просодическая система изучаемого романского языка. Ударение. Интонация. Произносительная норма испанского языка и его национальных вариантов. Отражение звукового строя испанского языка в письменности. Принципы орфографии испанского языка. Пунктуация испанского языка.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

X

1. Проблема стилистики и фразеологии в трудах Ш.Балли. Понятие интеллектуальной и аффективной речи. Синтаксические взгляды А.Сеше. А.Доза и его работы, посвященные арго. Изучение просторечия и разговорной речи в трудах М.Секо. Социолингвистика и социология языка. Язык и общество. Отношение социальных факторов (профессия, пол, возраст, образование говорящего и т.п.) к языку. Проблемы вариативности в языке.  Стратификационная, ситуативная и коммуникативная вариантность языка. Территориальные, социальные, функциональные и этнические варианты языка. Тенденции к кодификации, стандартизации, автономизации вариантов языка. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. Билингвизм и диглоссия. Языковая политика в многоязычных обществах.

2. Основные единицы грамматического строя испанского языка. Понятие грамматической оппозиции. Состав частей речи в испанском языке, их грамматические категории.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XI

1) Проблемы испанской грамматики в трудах Р.Ленца. Развитие рационалистической традиции в «Грамматике кастильского языка» А.Бельо и её значение в истории европейской и латиноамериканской лингвистики. Деятельность А.Алонсо и создание собственно латиноамериканской школы языкознания. Мадридская лингвистическая школа. Р.Менендес Пидаль как исследователь истории испанского языка и староиспанских текстов. Диалекты современной Испании и Португалии и их изучение. Лингвистические атласы Испании и Португалии. Диалектологические исследования А.Алонсо, М.Альвара, В.Гарсия де Диего, А.Висенте Самора, А.Росенблата.

2. Функциональные стили современного испанского языка. Основы функциональной стилистики.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XII

1. Понятие романских языков и проблема их классификации. Образование Романии и основные этапы романизации. Исторические условия распространение романских языков. Латинский язык как основа романских языков. Понятие народной латыни. Факторы дифференциации народной латыни и образования романских языков. Первые письменные свидетельства и первые литературные памятники испанского и других романских языков.

2. Именные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Артикль, его функции. Местоимение, категориальное значение местоимений, их классификация.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XIII

1. Пути и предпосылки преобразования латинской фонетической системы в период формирования романских языков. Преобразование морфологических категорий латыни при формировании романских языков. Преобразование синтаксических категорий при формировании романских языков. Общероманский лексический фонд и лексическая дифференциация романских языков. Создание Академий в странах романского языка и основные направления их деятельности.

2. Глагол. Морфологические и семантические характеристики глагола, его синтаксические функции.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XIV

1. Структурализм - новое лингвистическое направление. Пражская лингвистическая школа. Признание тесной связи синхронии, диахронии и социальной природы языка. “Метод аналитического сравнения” как начало типологического изучения языков. Понятие языковой функции. Структурность и функциональность - характерные черты пражского лингвистического кружка.  Понятие фонологической системы, фонологической оппозиции и вариантов фонемы.

2. Пути пополнения словарного состава: словообразование, формирование новых значений, образование словосочетаний, заимствования, кальки. Источники лексики испанского языка. Лексикографическая традиция испанского языка.

3. Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XV

1. «Всеобщая рациональная грамматика» («Грамматика Пор-Рояля») и ее  значение в развитии учений о языке.

2. Структурный и функциональный подходы к изучению синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Соотношение понятий «часть речи», «член предложения», «семантическая роль». Типы синтагм в изучаемом романском языке. Структура именной синтагмы. Структура предложной синтагмы. Структура глагольной синтагмы. Валентность глагола. Структура адъективной синтагмы. Структура наречной синтагмы.

3.  Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XVI.

1. Проблемы оценочной семантики. Эволюция классификации оценок (Аристотель, фон Вригт, Н.Д. Арутюнова)

2. Сложное предложение. Гипотаксис и паратаксис. Логико-синтаксические типы придаточных предложений в испанском языке. Коммуникативная перспектива высказывания. Тема и Рема, их маркеры.

3.  Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XVII

1. Формирование и становление литературного языка. Первые письменные свидетельства. Язык и жанры письменных памятников в разные периоды истории испанского языка. Процессы нормализации, кодификации и апологии изучаемого испанского языка. Становление национального литературного языка. Первые описания испанского языка (грамматики, словари, орфографические трактаты, диалоги о языке), дальнейшая лингвистическая традиция.

2. Стилистика речи и стилистика текста. Функциональные стили. Понятие «языковая норма»; множественность норм. Понятие «контекст»; стилеобразующая роль контекста. Грамматические категории в стилистической функции. Экспрессивный синтаксис.

3.  Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

XVIII

1. Методы описания грамматического строя: логистический, психологистический, сравнительно-исторический, структуралистский, семантический, функциональний, коммуникативный, прагматический.

2. Проблемы испанской грамматики в трудах А.Небрихи и Х.Вальдеса.

3.  Вопрос, связанный с теоретическими основами диссертационной работы аспиранта.

 

Возврат к списку