10.01.01 Русская литература

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Русская литература":
Часть I. Теория литературы: 

1. Литературоведение как наука. Связь литературоведения с другими научными дисциплинами.
2. Литература как вид искусства. Основные функции литературы. Художественный образ.
3. Литературное произведение как художественное целое. Форма и содержание литературного произведения.
4. Темы, проблемы и идеи литературного произведения.
5. Комическое. Юмор и сатира в литературе.
6. Композиция произведения. Основные композиционные приемы.
7. Сюжет литературного произведения, его основные компоненты. Конфликт. Внесюжетные элементы.
8. Изображенный (художественный) мир и его элементы. Жизнеподобие, фантастика, гротеск. Психологизм.
9. Персонаж. Образы-типы.
10. Художественная речь произведения: лексические средства.
11. Художественная речь произведения: стилистические фигуры (тропы).
12. Художественная речь произведения: средства синтаксиса и интонации.
13. Системы русского стихосложения. Основные стихотворные размеры.
14. Литературные роды и жанры (общая характеристика).
15. Эпические жанры.
16. Драматические жанры. Специфика анализа драматических произведений.
17. Лирические жанры. Специфика анализа лирических произведений. Лирический герой.
18. Межродовые и внеродовые жанры.
19. Классицизм как художественное направление.
20. Сентиментализм как художественное направление.
21. Романтизм как художественное направление.
22. Реализм как художественное направление.
23. Модернистские течения в литературе (символизм, акмеизм, футуризм и др.).
24. Понятие о постмодернизме в литературе.
25. Контекстуальный анализ произведения. Виды контекстов. Интертекстуальность.
26. Категория автора. «Реальный» автор. Автор-повествователь. Образ автора. Концепция смерти автора.

Часть II. История литературы: 

1. «Герой нашего времени» М. Лермонтова как социально-психологический и философский роман (жанровая специфика). Лермонтоведение на современном этапе.
2. Проблематика и художественные особенности прозы А. Солженицына.
3. Серебряный век как литературная эпоха. Смена направлений. Концепция человека.
4. Общественно-исторические и литературные корни русского классицизма. Его признаки, национальное своеобразие. Система жанров и теория «трех штилей».
5. Черты антиутопии в творчестве А. Платонова. Художественное новаторство А. Платонова.
6. Повести Н. Карамзина как явление русского сентиментализма.
7. Художественное мастерство Б. Пастернака - лирика.
8. Русский романтизм, его сущность, философия, литературные корни. Разновидности романтизма.
9. Реализм и особенности его развития в русской литературе. Учение В. Белинского о типическом.
10. «Деревенская» проза II пол. ХХ века: этико-философская проблематика (на примере творчества 1-2 авторов).
11. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и его роль в развитии русской литературы. Система и структура образов, особенности конфликта, образ автора, онегинская строфа. Ведущие пушкинисты о романе.
12. Проза С. Довлатова: жанрово-стилевые особенности.
13. Романы И. Тургенева – зеркало русской духовной жизни 40-70 годов XIX века. Типологические особенности тургеневского романа.
14. «Эстрадная» поэзия и «тихая» лирика (сравнительный анализ на примере избранных произведений II пол. ХХ века).
15. А. Чехов – мастер реалистического рассказа и повести. Своеобразие стиля чеховской прозы.
16. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как философско-сатирический роман: проблематика, система образов, специфика художественной формы.
17. Проблематика романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». «Бунт» Раскольникова, его социальный и нравственно-философский смысл.
18. Творческая эволюция А. Ахматовой.
19. Поэма Н. Гоголя «Мертвые души». Проблематика, система образов, жанровое своеобразие. Современное состояние изучения творчества Гоголя в литературоведении.
20. Символика поэтического мировоззрения А. Блока.
21. Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир». Проблематика, система образов, жанровые особенности. «Мысль народная» как структурообразующий фактор произведения. «Диалектика души».
22. С. Есенин как новокрестьянский поэт. Народные и христианские традиции в его поэзии. Специфика поэтики.
23. Творчество И.А. Бунина: проблематика, концепция человека, традиции и новаторство.
24. Роман М. Шолохова «Тихий Дон»: проблематика, поэтика, жанровое своеобразие.
25. Поэзия И. Бродского (образы, мотивы, стиль).
26. Развитие отечественной литературы ХХ века в эпоху «оттепели» (культурная атмосфера, литературные течения).
27. Периодизация древнерусской литературы. Система жанров в древнерусской литературе. Связь с устным народным творчеством. Категория автора.
28. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник Древней Руси. Его идейное содержание и система образов. Поэтика «Слова…». Проблема авторства. Поэтические переводы «Слова…»
29. Жанры «высокого штиля» в русской литературе XVIII века, их разработка в творчестве Ломоносова, Державина, Сумарокова, Хераскова и др.
30. Жанры «низкого штиля» в русской литературе XVIII века, их разработка в творчестве Майкова, Чулкова, Новикова, Фонвизина и др.
31. Литература русского зарубежья ХХ века: причины возникновения, периодизация, имена, тематика. Анализ творчества одного из авторов (на выбор)
32. Великая Отечественная война в русской литературе: основные тенденции, проблематика, герои, эволюция темы. Жанр фронтовой лирической повести. Анализ одного произведения о войне (на выбор)


Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки":  

1.     Предмет философии науки.

2.     Формирование и развитие науки.

3.     Основные стадии исторической эволюции философии науки.

4.     Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5.     Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

6.     Философия марксизма о науке.

7.     Позитивизм в науке.

8.     Неопозитивизм как третий этап позитивизма.

9.     Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

10.   Прагматическая философия.

11.   Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

12.   Философская герменевтика и гуманитарное знание.

13.   Постмодернизм в философии и культуре.

14.   Научное познание, критерии его научности.

15.   Методы познания. Классификация методов.

16.   Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.

17.   Диалектика процесса познания.

18.   Истина как цель познания. Типология истин.

19.   Структура эмпирического знания.

20.   Специфика теоретического познания и его формы.

21.   Научная картина мира, ее парадигмальный характер.

22.   Научные революции и их сущность.

23.   Классификация наук в истории познания.

24.   Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.

25.   Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

26.   Этические проблемы науки в XXI веке.

27.   Наука как социальный институт.

28.   Философия политики.

29.   Философские проблемы экологии и биологии.

30.   Философия истории.

31.   Философия культуры.

32.   Философия религии.

33.   Сциентизм и антисциентизм.

34.   Основные проблемы философской антропологии.

35.   Наука и экономика.

36.   Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.

37.   Методологические основания социально-гуманитарного познания.

38.   Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.

39.   Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

40.   Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

41.   Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

42.   Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

43.   Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.

44.   Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Возврат к списку