10.01.10 Журналистика

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Журналистика": 

Раздел 1. Журналистика как род деятельности. Создание содержания СМИ
Основные особенности журналистского творчества.
Познавательная деятельность журналиста. Теоретические и эмпирические методы познания в творчестве журналиста. Информационные барьеры в познавательной деятельности журналиста.
Система методов журналистского творчества.
Функции журналистики.
Журналистика как социальный институт.
Журналистика как система СМИ.
Организация работы редакционного коллектива в условиях общественной трансформации.
Действенность и эффективность журналистской деятельности.
Публицистика как форма общественного сознания.
Проблема свободы журналистской деятельности.
Социальный диалог в СМИ, между СМИ, между СМИ и аудиторией.
Информация и дезинформация. Информационная борьба и информационная война.
Особенности проблемно-тематической специализации СМИ в условиях информационного общества.
Типология в журналистике: понятия, термины, категории. Типология СМИ.
Типология газет и журналов. Основные типоформирующие факторы изданий.
Телевидение как вид массовой коммуникации.
Типологические формы интернет-СМИ.
Понятие «универсальный журналист», конвергенция, мультимедийность и новые вызовы для традиционных медиа.
Социальные функции интернет-СМИ.
Социальные сети и блоги как способ взаимодействия журналиста и аудитории. Гражданская журналистика (журналистика участия) в Интернете: причины возникновения специфика, формы взаимодействия с профессиональными СМИ.

Раздел 2. Средства массовой информации как система
Условия и факторы становления медиаотрасли в современной России.
Важнейшие национальные модели газетной и журнальной прессы за рубежом.
Государственная вещательная модель. Характеристики и принципы функционирования.
Коммерческая вещательная модель Характеристики и принципы функционирования.
Общественная вещательная модель. Характеристики и принципы функционирования.
Типология современных радиостанций. Современные радиоформаты.
Государственные и коммерческие радиостанции в России. Специфика функционирования.
Сетевое/локальное радио в России и в мире.
Организационная структура радиостанций разных форматов.
Глобальное информационное телевидение.
Крупнейшие медиапредприятия России.
Крупнейшие медиапредприятия зарубежных стран.
Специфика работы современных информационных агентств.
Основные этапы развития Интернета и его медиасектора.
Интернет-СМИ как часть медиа-системы.
Конвергенция информационно-коммуникационных технологий в контексте эволюции медиасреды.
Основные концепции информационного общества.

Раздел 3. Журналистский текст
Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств. Критерии качества журналистского текста.
Актуальные проблемы журналистского текста: особенности воздействия, эффективность, общественная и культурная значимость.
Журналистский текст как единица общения.
Методы организации текста.
Журналистика и коммуникации.
Аналитическая интерпретация и ее пределы.
Понятие медиатекста и его освещение в литературе.
Лингвистическая модель журналистского текста.
Коммуникативная природа журналистского текста.
Этико-правовые аспекты журналистского текста.
Современное состояние и тенденции развития жанров журналистики. Новостная, аналитическая и художественно-публицистическая журналистика на современном этапе.
Жанр и текст: определение жанра.
Жанровая специфика различных типов СМИ.
Детерминизм журналистского жанра.
Информационные жанры журналистики.
Аналитические жанры журналистики.
Художественно-публицистические жанры журналистики.
Юмористические жанры: генезис и типология.
Природа и классификация функциональных стилей.
Проблема норм в стилистике. Виды норм.
Язык СМИ и его место в литературном языке.
Язык радио.
Язык телевидения.
Язык рекламы.
Особенности языка Интернета.
Стилистика журналистских жанров.
Категории автора и читателя (адресата) как стилеобразующие факторы журналистского произведения.
Язык СМИ и политика.
Язык СМИ и культура. 


Вопросы кандидатского экзамены по дисциплине "Истории и философии науки":


1. Предмет философии науки.
2. Формирование и развитие науки.
3. Основные стадии исторической эволюции философии науки.
4. Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
5. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).
6. Философия марксизма о науке.
7. Позитивизм в науке.
8. Неопозитивизм как третий этап позитивизма.
9. Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
10. Прагматическая философия.
11. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.
12. Философская герменевтика и гуманитарное знание.
13. Постмодернизм в философии и культуре.
14. Научное познание, критерии его научности.
15. Методы познания. Классификация методов.
16. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.
17. Диалектика процесса познания.
18. Истина как цель познания. Типология истин.
19. Структура эмпирического знания.
20. Специфика теоретического познания и его формы.
21. Научная картина мира, ее парадигмальный характер.
22. Научные революции и их сущность.
23. Классификация наук в истории познания.
24. Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.
25. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
26. Этические проблемы науки в XXI веке.
27. Наука как социальный институт.
28. Философия политики.
29. Философские проблемы экологии и биологии.
30. Философия истории.
31. Философия культуры.
32. Философия религии.
33. Сциентизм и антисциентизм.
34. Основные проблемы философской антропологии.
35. Наука и экономика.
36. Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.
37. Методологические основания социально-гуманитарного познания.
38. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.
39. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
40. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
41. Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.
42. Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
43. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.
44. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Возврат к списку