10.02.01 Русский язык

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Русский язык":

1. Исследования ученых Ставрополя и Пятигорска в области русистики (характеристика направлений работы и анализ одного из трудов по выбору).

2. Орфоэпия и ее основные принципы. Акцентология, ее историческая основа. Культуроречевые аспекты орфоэпии и акцентологии современного русского литературного языка. Проблема вариантов.

3. Именные классы слов в русском языке. Специфика категории рода. Наречие как атрибутивный класс. Специфика «внутренней формы» имен прилагательных и наречий.
4. Характеристика важнейших академических грамматик русского языка II пол. XX века.
5. Лексико-семантическая парадигматика в русском языке. Полисемия. Вопрос о гомогенных и гетерогенных омонимах. Способы разграничения полисемии и омонимии.
6. Сложное предложение русского языка как синтаксическая единица (в сопоставлении с простым предложением). Характер предикативности, модальности, интонации, актуального членения, пропозиции в сложном предложении.
7. Кодифицированный литературный язык и жаргон в русской речи конца XX – начала XXI веков. Проблема мутации литературной нормы.
8. Фонема и звук. Фонологические оппозиции современного русского литературного языка. Сильные и слабые позиции фонем, варианты и вариации. Фонологический анализ.
9. Словосочетание, структурные типы. Типология подчинительных словосочетаний. Словосочетание в его отношении к языку и речи. Проблема синтагмы (Л.В. Щерба). Анализ словосочетания.
10. Развитие стилистики русской речи в XVIII – XX вв. Современная концепция стиля. Проблема классификации функционально-речевых стилей русского языка рубежа XX – XXI веков.
11. Позиционные и исторические чередования в их отношении к орфографии. Морфологический принцип русской орфографии в его отношении к другим принципам. Семантический фактор и орфография.
12. Проблема неполноты простого предложения. Соотношение семантического и структурного планов в неполных предложениях. Эллиптические конструкции. Понятие «нулевой» формы сказуемого.
13. Характеристика одного из современных лингвистических направлений (лингвистика текста, теория речевых актов, психолингвистика, теория номинации, лингвистическая прагматика, герменевтика и др.).
14. Значение слова. Структура лексического значения моносеманта и полисеманта. Принцип асимметрического дуализма С.О. Карцевского.
15. Причастие и деепричастие как гибридные классы слов, их структурные, семантические, прагматические особенности и историческая связь. Специфика слов КС (Л.В. Щерба).
16. Диалектные особенности региона Северного Кавказа, Ставрополья, Кавказских Минеральных Вод. Регионимика как направление исследования языковой картины мира.
17. Глагольный класс слов как атрибутивно-предикативная категория. Типология сопряжения, ее история.
18. Связный текст. Сложное синтаксическое целое в иерархии синтаксических единиц. Текстовые категории дискурса. Понятие текстемы как высшей единицы русского языка.
19. Проблема реформирования современной русской орфографии (начало XXI века). Опыт предыдущих реформ русского правописания.
20. Семантика фразеологической единицы. Особенности «внутренней формы» фразеологизма в сравнении со словом и словосочетанием. Идиоматичность, мотивированность, модально-оценочные и стилистические коннотации.
21. Простое предложение как базовая синтаксическая единица. Основные признаки простого предложения (логическая база, семантическая основа, структурная схема, предикативность, модальность, актуальное, синтаксическое и номинационно-синтаксическое членение, интонация и др.).
22. Роль старославянской письменности в развитии древнерусского языка. Проблема билингвизма в истории русского языка. Современная устная и письменная формы, их взаимодействие.
23. Фразовая номинация. Вопрос о синтаксической номинации в русском языке.
24. Общая характеристика неполнознаменательных слов как частеречевых классов. Модальные слова. Специфика звукоподражаний. Проблема функциональной омонимии в свете теории конверсии.
25. Тартуско-Московская семантическая школа, ее вклад в современную филологию (Ю.М. Лотман, М. Л. Гаспаров, Б.А. Успенский, А.М. Пятигорский и др.).
26. Историческое формирование русской лексики и фразеологии. Заимствования из иностранных языков. Проблема «исконности» русского слова и принцип словарной относительности.
27. Типология односоставных предложений. «Ось» односоставности, ее «узлы». Специфика номинативных односоставных предложений. Генитивные и вокативные конструкции.
28. Структурно-семантическое направление в русском языкознании ХХ века: И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Д.Н. Шмелев, Л.Ю. Максимов и др.
29. Слово и его измерение (парадигматика, синтагматика, эпидигматика). «Четвертое» измерение слова и других единиц номинации в свете теории «внутренней формы» А.А. Потебни.
30. Конструкции, промежуточные между сочинением и подчинением. Вопрос о бессоюзных конструкциях и их месте в типологии сложного предложения в русском языке.
31. Сущность полемики между учеными Московской и Ленинградской фонологических школ. Фонетическая теория Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского.
32. Словообразование. Проблема дифференциации словоформы и формы слова. Модели и типы современной русской лексической деривации.
33. Конструкции, промежуточные между простым и сложным предложением (предложения с чужой речью, осложненные предложения, предложения со «свернутыми» придаточными, конструкции с однородными сказуемыми и др.).
34. Основные направления и школы структурализма ХХ в. Лингвистические взгляды Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского, М.Н. Петерсона.
35. Русский язык как один из славянских языков: генеалогические и типологические признаки.
36. Исторические изменения в словарной структуре (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция и др.). Понятие морфемного «шва». Словообразовательный анализ.
37. Вклад отдельных художников слова в развитие русского литературного языка (от А.С. Пушкина до С.Соколова).
38. Морфема, морф, алломорф как структурно-семантические элементы слова. Понятие основы, типология основ (план диахронии и синхронии). Морфемный анализ.
39. Структурно-семантическая классификация простых предложений, ее история. Членимость и состав членов предложения. Двусоставное предложение и его база. Сказуемое, его типология.
40. Когнитивное направление в современной русистике (работы В.Н. Телия, Е.С. Кубряковой, В.В. Лазарева и др.).
41. Местоимение, его «внутренняя форма». Соотношение номинации и дейксиса в русском языке. Типология русского местоимения в диахроническом и синхроническом аспектах. Местоимение и текст.
42. Общая характеристика сложносочиненных предложений, их типов и функций в русском языке. Пунктуация в сложносочиненном предложении
43. Основные этапы развития русского литературного языка (XI – XXI века). Роль Московского государства в формировании нормативного кода. Причина кризиса литературного языка в конце XX - начале XXI веков.
44. Описание слова в словарях различных типов. Структура словарной статьи толкового словаря современного и исторического типов. Проблемы ответственности лексикографа.
45. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений современного русского языка. Проблемы переходных зон в типологии придаточных.
46. Диалектная основа современного русского языка. Характеристика важнейших диалектных зон в истории русского языка. Диалектизмы и их статус в русском языке XX – XXI веков.
47. Учение о частях речи русского языка, морфологических категориях, формах и значениях слов. Морфологический анализ, его цели и задачи. Трудные случаи орфографии частей речи русского языка.
48. Общая характеристика осложненных конструкций в русском языке. Основной и второстепенный коммуникативные планы. Понятие полупредикативности. Парентеза.


Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки":  

1.     Предмет философии науки.

2.     Формирование и развитие науки.

3.     Основные стадии исторической эволюции философии науки.

4.     Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5.     Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

6.     Философия марксизма о науке.

7.     Позитивизм в науке.

8.     Неопозитивизм как третий этап позитивизма.

9.     Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

10.   Прагматическая философия.

11.   Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

12.   Философская герменевтика и гуманитарное знание.

13.   Постмодернизм в философии и культуре.

14.   Научное познание, критерии его научности.

15.   Методы познания. Классификация методов.

16.   Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.

17.   Диалектика процесса познания.

18.   Истина как цель познания. Типология истин.

19.   Структура эмпирического знания.

20.   Специфика теоретического познания и его формы.

21.   Научная картина мира, ее парадигмальный характер.

22.   Научные революции и их сущность.

23.   Классификация наук в истории познания.

24.   Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.

25.   Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

26.   Этические проблемы науки в XXI веке.

27.   Наука как социальный институт.

28.   Философия политики.

29.   Философские проблемы экологии и биологии.

30.   Философия истории.

31.   Философия культуры.

32.   Философия религии.

33.   Сциентизм и антисциентизм.

34.   Основные проблемы философской антропологии.

35.   Наука и экономика.

36.   Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.

37.   Методологические основания социально-гуманитарного познания.

38.   Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.

39.   Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

40.   Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

41.   Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

42.   Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

43.   Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.

44.   Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Возврат к списку