10.02.05 Романские языки (Французский)

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена "Романские языки (французский): 

1. Истоки романского языкознания (Фр.Диц).

2. Создание сравнительно-исторической грамматики романских языков.

3. Младограмматики (В.Мейер-Любке и др.).

4. Идеалистическая школа К.Фосслера (эстетическая школа или неофилология).

5. Социологическое направление в романистике (А.Мейе, Ж.Вандриес).

6. Функциональная лингвистика (А.Мартине).

7. Различные принципы классификации романских языков. Существующие классификации.

8. Соотношение классической и народной латыни.

9. Особенности звукового состава, грамматического строя и лексики народной латыни.

10. Процессы преобразования народной латыни и романские языки.

11. Основные проблемы истории французского языка. Проблема периодизации. Проблема формирования письменно-литературного языка. Трудность определения диалектной основы французского письменно-литературного языка.

12. Процессы формирования и кодификации французского национального письменно-литературного языка.

13. Становление фонетической и фонологической системы французского языка.

14. Становление морфологической системы. Основные особенности именной системы: двухпадежное склонение. Причины и факторы, способствующие его исчезновению.

15. Проблема личных местоимений (субъектных и объектных), их дальнейшее развитие.

16. Развитие аналитических тенденций в системе имени и глагола в процессе исторического развития французского языка.

17. Строй предложения в начальный период существования французского языка, его основные черты. Проблема порядка слов как основного структурного признака предложения.

18. Становление и дальнейшее развитие системы сложного предложения.

19. Роль и значение экстралингвистических факторов в развитии французского языка.

20. Фонологическая система французского языка. Основные противопоставления в системе вокализма и консонантизма.

21. Фонема, теория фонем. Основные фонетические оппозиции.

22. Спорные вопросы фонологической системы современного французского языка (место полугласных в системе, природа беглого "е").

23. Модификация фонем (аккомодация, ассимиляция и гармонизация гласных).

24. Теория слога и особенности структуры слога во французском языке. Проблемы сцепления и связывания.

25. Синтаксическая фонетика (ритм, ударение, интонация).

26. Наиболее распространенные интонационные модели.

27. Проблема становления французской орфографии (дискуссионные вопросы - работы Ш.Больо, Р.Тимонье, Э.Бенвениста и А.Шервеля).

28. Грамматическая категория, грамматическая форма, грамматическое значение.

29. Парадигматические и синтагматические отношения в грамматике.

30. Соотношение флективных и аналитических элементов в грамматической системе современного французского языка.

31. Проблема частей речи во французском языке.

32. Грамматические категории имени во французском языке: род, число, антропонимичность, неантропонимичность. Основные проблемы, связанные с сущностью этих категорий. Содержание и выражение их в системе существительных, прилагательных, местоимений.

33. Специфика личных местоимений в плане выражения и содержания рода и числа.

34. Глагол. Дискуссионные вопросы о количестве и содержании грамматических категорий французского глагола. Категория вида. Временные отношения. Subjonctif. Conditionnel. Категория залога и ее формальное выражение.

35. Специфика неличных форм глагола и проблема классификации во французском языке форм на -r.

36. Служебные слова и их типы во французском языке. Соотношение предлогов и союзов как морфологическая и синтаксическая проблема.

37. Предложение. Основные проблемы простого предложения: классификация (вопрос об односоставных предложениях), принципы членения предложения в современной грамматике, проблема членов предложения, принципы их выделения.

38. Проблемы сказуемого (объем, границы, типология).

39. Соотношение второстепенных членов предложения. Наиболее спорные вопросы во французской грамматике: определение (приложение, дополнение, обстоятельство).

40. Основные проблемы сложного предложения: природа составных компонентов, типология сложного предложения. Принципы выделения и классификации сложносочиненного предложения. Принципы классификации сложноподчиненного предложения. Место бессоюзного предложения в системе сложного предложения.

41. Проблема границ предложения (соотношение сложного предложения и других предикативных единиц).

42. Соотношение интонации и грамматики (различные точки зрения по этому вопросу).

43. Порядок слов во французском языке и его основные функции.

44. Коммуникативный синтаксис. Актуальное членение предложения как основная проблема коммуникативного синтаксиса (в применении к французскому языку).

45. Слово, его функции, структура слова во французском языке. Понятие аналитического слова и его критика.

46. Положение С.Ульмана о немотивированности, произвольности и изолированности французского слова.

47. Теория разнородности лексической системы французского языка - противопоставление слов исконных и книжных (Ш.Балли, С.Ульман, П.Гиро и др.).

48. Знаковый характер слова. Разные подходы к определению лексического значения. Смысловая структура слова. Процессы изменения и развития значений слов. Типы изменения значений. Причины семантической эволюции слов. Семантическое тождество слова.

49. Проблемы полисемии и омонимии. Системный характер связей между лексическими единицами. Понятие лингвистического поля. Понятийные поля. Лексико-семантические группы. Синонимы и критерии их выделения. Тематические группы.

50. Словообразование. Словообразование как система способов и моделей образования новых слов.

51. Тезис о бедности суффиксального словообразования в совре¬менном французском языке (Ш.Балли, Ж.Марузо и др.), противники этой теории (Э.Пишон).

52. Заимствования. Общие проблемы заимствования. Роль англицизмов в современном французском языке и их типология.  

53. Понятие фразеологии. Проблема выделения и классификации устойчивых словосочетаний. Типы устойчивых сочетаний во французском языке и их основная характеристика. Граница устойчивых и свободных словосочетаний (проблема соотношения лексики и синтаксиса).

54. Территориальная дифференциация французской лексики (диалекты, патуа). Французский язык за пределами Франции. Социальная стратификация французской лексики. Терминология, жаргоны, арго; их отличительные особенности.

55. Словарная работа во Франции. Типы словарей. Способы семантизации лексики в словарях разных видов.

56. Стилистика как наука о выразительных возможностях языка.

57. Основные этапы формирования стилистики как науки.

58. Концептуальный аппарат стилистики.

59. Стилистическое значение и его компоненты.

60. Стилистическая функция.

61. Стилеобразующие факторы, стилевые черты и стилевые признаки.

62. Функциональная стилистика. Определение функционального стиля, функциональные критерии стилей. Принципы классификации функциональных стилей.

63. Научный стиль. Основные экстралингвистические и языковые признаки научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля.

64. Официально-деловой стиль. Основные экстралингвистические и языковые признаки официально-делового стиля. Характеристика коммерческого, дипломатического и других подстилей.

65. Публицистический стиль. Основные жанры и функции публицистического стиля. Функции информации и воздействия, а также языковые средства их выражения.

66. Разговорный стиль. Монологическая и диалогическая формы разговорного стиля. Роль фатической и информативной функций. Фонетические, лексические и грамматические особенности разговорного стиля.

67. Художественный стиль. Эстетическая функция и ее роль в художественном стиле.

68. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Понятие индивидуального стиля автора.

69. Экспрессивно-эмотивные средства языка. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Территориальные и профессиональные жаргоны, диалектизмы, варваризмы.

70. Стилистическое использование синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

71. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха. Оксюморон. Перифраза. Аллегория.

72. Стилистические характеристики фразеологизмов.

73. Стилистическое использование синтаксических фигур.

74. Стилистика частей речи. Стилистическое использование грамматических категорий.

75. Стилистика текста.

76. Становление теории текста. Многоаспектность изучения текста.

77. Определение текста как динамической коммуникативной единицы высшего порядка.

78. Значение фоновых знаний в восприятии текста.

79. Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности.

80. Единицы текста: высказывание, межфразовое единство, фрагмент. Цельное речевое произведение – высшая коммуникативная единица, высшая форма реализации коммуникативной функции речи.

81. Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте.

82. Текст как семантико-структурное единство.

83. Интертекстуальность.

84. Механизмы образования текста

85. Высказывание как минимальная единица текста. Виды текстовых единств: информационные, описательные, повествовательные, аргументативные.

86. Понятие структурной связности текста. Нарушение связанности текста как литературно-эстетический прием.

87. Понятие цельности текста: когезия и когерентность.

88. Триада: производитель речи – субъект повествования – образ автора.

89. Образ автора как выражение личностного отношения к предмету изображения, отраженное в речевой структуре текста. Автор – рассказчик.

90. Типы и разновидности текстов: Текст художественный и нехудожественный. Текст монологический и диалогический.

91. Авторская и чужая речи. Формы представления чужой речи: прямая речь, несобственно-прямая речь, косвенная речь.

92. Понятие креолизованного текста. Понятие визуального текста.

93. Тексты официальные, специальные, научно-популярные, публицистические.

94. Нарративная лингвистика: темпорально-временная организация французского текста, семантико-концептуальные категории нарративного текста, формально-лингвистические категории нарративного текста.

95. Текст и его восприятие. Выражение в тексте авторской модальности.

Вопросы кандидатского экзамены по дисциплине "Истории и философии науки":

1. Предмет философии науки.
2. Формирование и развитие науки.
3. Основные стадии исторической эволюции философии науки.
4. Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
5. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).
6. Философия марксизма о науке.
7. Позитивизм в науке.
8. Неопозитивизм как третий этап позитивизма.
9. Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
10. Прагматическая философия.
11. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.
12. Философская герменевтика и гуманитарное знание.
13. Постмодернизм в философии и культуре.
14. Научное познание, критерии его научности.
15. Методы познания. Классификация методов.
16. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.
17. Диалектика процесса познания. 
18. Истина как цель познания. Типология истин.
19. Структура эмпирического знания.
20. Специфика теоретического познания и его формы.
21. Научная картина мира, ее парадигмальный характер.
22. Научные революции и их сущность.
23. Классификация наук в истории познания.
24. Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.
25. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
26. Этические проблемы науки в XXI веке.
27. Наука как социальный институт.
28. Философия политики.
29. Философские проблемы экологии и биологии.
30. Философия истории.
31. Философия культуры.
32. Философия религии.
33. Сциентизм и антисциентизм.
34. Основные проблемы философской антропологии.
35. Наука и экономика.
36. Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.
37. Методологические основания социально-гуманитарного познания.
38. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.
39. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
40. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
41. Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.
42. Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
43. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.
44. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Возврат к списку