10.02.20 Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки":  

1.     Предмет философии науки.

2.     Формирование и развитие науки.

3.     Основные стадии исторической эволюции философии науки.

4.     Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5.     Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

6.     Философия марксизма о науке.

7.     Позитивизм в науке.

8.     Неопозитивизм как третий этап позитивизма.

9.     Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

10.   Прагматическая философия.

11.   Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

12.   Философская герменевтика и гуманитарное знание.

13.   Постмодернизм в философии и культуре.

14.   Научное познание, критерии его научности.

15.   Методы познания. Классификация методов.

16.   Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.

17.   Диалектика процесса познания.

18.   Истина как цель познания. Типология истин.

19.   Структура эмпирического знания.

20.   Специфика теоретического познания и его формы.

21.   Научная картина мира, ее парадигмальный характер.

22.   Научные революции и их сущность.

23.   Классификация наук в истории познания.

24.   Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.

25.   Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

26.   Этические проблемы науки в XXI веке.

27.   Наука как социальный институт.

28.   Философия политики.

29.   Философские проблемы экологии и биологии.

30.   Философия истории.

31.   Философия культуры.

32.   Философия религии.

33.   Сциентизм и антисциентизм.

34.   Основные проблемы философской антропологии.

35.   Наука и экономика.

36.   Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.

37.   Методологические основания социально-гуманитарного познания.

38.   Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.

39.   Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

40.   Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

41.   Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

42.   Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

43.   Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.

44.   Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание":


СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ:

1. Предмет сравнительно-исторического языкознания.
2. Принципы реконструкции праязыковых состояний.
3. Фонетическая реконструкция.
4. Проблемы морфологической и синтаксической реконструкции.
5. Лексическая реконструкция.
6. Этимологические словари.
7. Принципы генетической классификации языков.
8. Статистические методы в сравнительно-историческом языкознании.
9. Языковые семьи и макросемьи.
10. Генетическая классификация языков мира.
11. Использование компьютерной технологии в сравнительно-историческом языкознании.


ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ: 

12. Заселение Ойкумены и лингвогенез.
13. Ареальные типологические особенности языков.

ТИПОЛОГИЯ:

14. Объект типологии.
15. Основные понятия типологии.
16. Цели, методы и принципы типологических исследований.
17. Структурная типология (Н. Трубецкой, Р. Якобсон. Дж. Гринберг, Дж. Никольс).
18. Формальная/контенсивная типология (Г.Л. Климов).
19. Семантические и прагматические объяснения (Т. Гивон, У, Фоли, Б. Комри, Э. Кинэн, П. Хоппер, С. Томпсон, Дж. Байби и др.).
20. Статическая/ динамическая типология (А.Е. Кибрик).
21. Фонетическая типология. Типология консонантных систем. Типология вокалических систем. Типология просодических систем. Типология чередований.
22. Морфологическая типология. Классификации XIX века. Концепция Э. Сепира. Типология грамматических категорий.
23. Синтаксическая типология. Порядок слов. Типология предложения. Типология именных групп. Типология залогов. Переходность. Типология каузативных конструкций.
24. Семантическая типология. Семантические примитивы. Типология номинаций. Метафорическая номинация.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА:

25. Психолингвистика как междисциплинарная наука.
26. Поведение как научное понятие.
27. Мышление в психолингвистическом аспекте.
28. Бессознательное в его вербальном и невербальном выражении.
29. Основные модели высказывания.
30. Психолингвистические аспекты онтогенеза мышления речи.
31. Психолингвистические аспекты патологии речи.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА:

32. Социолингвистический подход к предмету лингвистики.
33. Социолингвистика и смежные дисциплины.
34. Язык в межличностных отношениях.
35. Социум и язык. Территориальная и социальная дифференциация языка.
36. Власть и язык. Государственные и официальные языки; использование языка в государственных институт; языковая политика, языковое строительство.
37. Историческая социолингвистика. Языковые контакты и эволюция языков
38. Языковая ситуация. Эндо- и экзоглоссные языковые ситуации. Сбалансированные и несбалансированные языковые ситуации.

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ:

39. Индийская традиция. Грамматика Панини.
40. Китайская традиция. Классификация иероглифов. Фонетические таблицы.
41. Платон, Аристотель, стоики.
42. Александрийские грамматики.
43. Грамматики Доната и Присциана как завершение античного этапа.
44. Лингвистика в Средние века.
45. Арабская традиция, ее особенности. Грамматика Сибавейхи.
46. Грамматика Пор-Рояля и ее значение.
47. Формирование сравнительно-исторического языкознания.
48. В. Гумбольдт и формирование типологии.
49. Психологизм в языкознании.
50. Младограмматизм. Лейпцигская школа. Основные принципы исторического описания у младограмматиков.
51. Ф.Ф. Фортунатов и Московская школа
52. И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская школа.
53. Система языка в концепции Фердинанад де Соссюра.
54. Женевская школа.
55. Социологические направления во Франции и СССР.
56. Пражский лингвистический кружок.
57. Функциональная лингвистика в СССР; Н.Ф. Яков¬лев, Московская фонологическая школа.
58. Французский структурализм. Лингвистические концепции Э. Бенвениста и А. Мартине.
59. Датский структурализм. Основные особенности глоссематического подхода к языку.
60. Дескриптивная лингвистика. Концепция Л. Блумфилда. Развитие дескриптивизма в работах 3. Харриса и др.
61. Американская этнолингвистика. Э. Сепир и его школа.
62. Лингвистика универсалий. Новые подходы к типологии в лингвистике середины XX в.
63. Основные свойства генеративного подхода к языку.
64. Советский генеративизм; модель «смысл — текст», аппликатианая модель.

   

Возврат к списку