13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки":

1.     Предмет философии науки.

2.     Формирование и развитие науки.

3.     Основные стадии исторической эволюции философии науки.

4.     Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5.     Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

6.     Философия марксизма о науке.

7.     Позитивизм в науке.

8.     Неопозитивизм как третий этап позитивизма.

9.     Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

10.  Прагматическая философия.

11.  Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

12.  Философская герменевтика и гуманитарное знание.

13.  Постмодернизм в философии и культуре.

14.  Научное познание, критерии его научности.

15.  Методы познания. Классификация методов.

16.  Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.

17.  Диалектика процесса познания.

18.  Истина как цель познания. Типология истин.

19.  Структура эмпирического знания.

20.  Специфика теоретического познания и его формы.

21.  Научная картина мира, ее парадигмальный характер.

22.  Научные революции и их сущность.

23.  Классификация наук в истории познания.

24.  Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.

25.  Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

26.  Этические проблемы науки в XXI веке.

27.  Наука как социальный институт.

28.  Философия политики.

29.  Философские проблемы экологии и биологии.

30.  Философия истории.

31.  Философия культуры.

32.  Философия религии.

33.  Сциентизм и антисциентизм.

34.  Основные проблемы философской антропологии.

35.  Наука и экономика.

36.  Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.

37.  Методологические основания социально-гуманитарного познания.

38.  Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.

39.  Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

40.  Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

41.  Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

42.  Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

43.  Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.

44.  Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.


Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Общая педагогика, история педагогики и образования":

1. Педагогика как наука. Объект, предмет современной педагогики.

2. Базовые понятия педагогики: обучение, воспитание, образование, формирование личности и др.

3. Компетентностный подход к обучению в школе к профессиональной подготовке учителя.

4. Методологические основания научно-педагогического исследования.

5. Аксиологические основы педагогики.

6. Образование как социокультурный и педагогический феномен.

7. Субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе. 

8. Процесс воспитания, его звенья.

9. Принципы воспитания.

10. Средства воспитания.

11. Методы воспитания.

12. А.С. Макаренко о детском коллективе как объекте и субъекте воспитания.

13. Проблемы социализации личности школьника.

14. Проблемы формирования основ нравственной культуры личности.

15. Проблемы формирования экологической культуры учащихся.

16. Проблемы формирования эстетической культуры учащихся.

17. Формы организации процесса обучения в школе и вузе.

18. Формы организации процесса воспитания в школе и вузе.

19. Средства обучения.

20. Методы обучения.

21. Процесс обучения, его основные звенья.

22. Образовательные технологии.

23. Информационные технологии в образовательном процессе.

24. Среда, наследственность и воспитание как факторы воспитания.

25. Сравнительная педагогика как отрасль научно-педагогического знания.

26. Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников. 

27. Профессионализм учителя и его основные компоненты.

28. Педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

29. Система образования в Российской Федерации.

30. Народная педагогика как отрасль педагогического знания.

31. Проблемы взаимодействия семьи и школы.

32. Поликультурное образование. 

33. Классное руководство, тьюторство, наставничество как педагогическая проблема.

34. Инновационные процессы в образовании.

35. Проблемы индивидуального стиля педагогической деятельности.

36. Педагогическая теория Я.А. Коменского.

37. Педагогические идеи И.Г. Песталоцци.

38. Педагогическая теория А. Дистервега.

39. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

40. Образование в России в первой половине XIX в.

41. Школа и педагогика в России  в середине XIX в. – начале XX в.).

42. Школа и педагогика в России: XX в. 

43. Реформы российского образования в начале XXI в.

44. Дидактика К.Д. Ушинского.

45. Педагогическая система А.С. Макаренко.

46. Мировое образовательное пространство: формирование и тенденции развития.

47. Педагогические проблемы современности. 

48. Сравнительная педагогика.

49. Проблемы поликультурного образования в современной России.

50. Проблемы этнопедагогики.


Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Общая педагогика, история педагогики и образования": 

1.     Педагогика как наука. Объект, предмет современной педагогики.

2.     Базовые понятия педагогики: обучение, воспитание, образование, формирование личности и др.

3.     Компетентностный подход к обучению в школе к профессиональной подготовке учителя.

4.     Методологические основания научно-педагогического исследования.

5.     Аксиологические основы педагогики.

6.     Образование как социокультурный и педагогический феномен.

7.     Субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе.

8.     Процесс воспитания, его звенья.

9.     Принципы воспитания.

10.   Средства воспитания.

11.    Методы воспитания.

12.    А.С. Макаренко о детском коллективе как объекте и субъекте воспитания.

13.    Проблемы социализации личности школьника.

14.    Проблемы формирования основ нравственной культуры личности.

15.    Проблемы формирования экологической культуры учащихся.

16.    Проблемы формирования эстетической культуры учащихся.

17.    Формы организации процесса обучения в школе и вузе.

18.    Формы организации процесса воспитания в школе и вузе.

19.    Средства обучения.

20.    Методы обучения.

21.    Процесс обучения, его основные звенья.

22.    Образовательные технологии.

23.    Информационные технологии в образовательном процессе.

24.    Среда, наследственность и воспитание как факторы воспитания.

25.    Сравнительная педагогика как отрасль научно-педагогического знания.

26.    Личностно-ориентированный подход к воспитанию школьников.

27.    Профессионализм учителя и его основные компоненты.

28.    Педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

29.    Система образования в Российской Федерации.

30.    Народная педагогика как отрасль педагогического знания.

31.    Проблемы взаимодействия семьи и школы.

32.    Поликультурное образование.

33.    Классное руководство, тьюторство, наставничество как педагогическая проблема.

34.    Инновационные процессы в образовании.

35.    Проблемы индивидуального стиля педагогической деятельности.

36.    Педагогическая теория Я.А. Коменского.

37.    Педагогические идеи И.Г. Песталоцци.

38.    Педагогическая теория А. Дистервега.

39.    Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

40.    Образование в России в первой половине XIX в.

41.   Школа и педагогика в России в середине XIX в. – начале XX в.).

42.   Школа и педагогика в России: XX в.

43.   Реформы российского образования в начале XXI в.

44.   Дидактика К.Д. Ушинского.

45.   Педагогическая система А.С. Макаренко.

46.   Мировое образовательное пространство: формирование и тенденции развития.

47.  Педагогические проблемы современности.

48.  Сравнительная педагогика.

49.  Проблемы поликультурного образования в современной России.

50.  Проблемы этнопедагогики.

 

Возврат к списку