13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "История и философия науки":

 

1.     Предмет философии науки.

2.     Формирование и развитие науки.

3.     Основные стадии исторической эволюции философии науки.

4.     Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5.     Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

6.     Философия марксизма о науке.

7.     Позитивизм в науке.

8.     Неопозитивизм как третий этап позитивизма.

9.     Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

10.   Прагматическая философия.

11.   Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.

12.   Философская герменевтика и гуманитарное знание.

13.   Постмодернизм в философии и культуре.

14.   Научное познание, критерии его научности.

15.   Методы познания. Классификация методов.

16.   Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.

17.   Диалектика процесса познания.

18.   Истина как цель познания. Типология истин.

19.   Структура эмпирического знания.

20.   Специфика теоретического познания и его формы.

21.   Научная картина мира, ее парадигмальный характер.

22.   Научные революции и их сущность.

23.   Классификация наук в истории познания.

24.   Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.

25.   Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

26.   Этические проблемы науки в XXI веке.

27.   Наука как социальный институт.

28.   Философия политики.

29.   Философские проблемы экологии и биологии.

30.   Философия истории.

31.   Философия культуры.

32.   Философия религии.

33.   Сциентизм и антисциентизм.

34.   Основные проблемы философской антропологии.

35.   Наука и экономика.

36.   Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.

37.   Методологические основания социально-гуманитарного познания.

38.   Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.

39.   Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

40.   Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

41.   Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.

42.   Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

43.   Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.

44.   Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)":

1.     Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам.

2.     Проблемы обучения письменной коммуникации на иностранном языке в школе и вузе.

3.     Этнолингводидактика как общая теория обучения и изучения языков и культур в поликультурной среде.

4.     Проблемы обучения чтению на иностранном языке.

5.     Проблемы обучения межкультурной коммуникации.  

6.     Виды, формы речевой деятельности и ее единицы.

7.     Методика обучения иностранным языкам как наука.

8.     Текст как объект коммуникативной деятельности человека и как методическое понятие.

9.     Проблемы обучения второму иностранному языку в средней школе и вузе.

10.Проблема мотивации изучения иностранного языка.

11.Система занятий по иностранному языку.

12.Информационные, телекоммуникационные, интернет-технологии в обучении иностранным языкам и культурам.

13.Языковая личность как центральная категория лингводидактики.

14.Проблемы контроля сформированности навыков и уровней развития умений в обучении иностранным языкам.

15.Особенности социокультурного подхода в обучении иностранному языку.

16.Проблемы обучения устной речи (общению/устному взаимодействию, говорению).

17.Языковая политика в области лингвистического образования.

18.Проблемы обучения аудированию на различных этапах обучения иностранному языку.

19.Принципы обучения иностранным языкам и культурам.

20.Проблема формирования коммуникативной и межкультурной компетенций в лингводидактике.

21.Экстралингвистические, этнокультурные, психологические и лингвистические трудности порождения и понимания информации в межкультурном общении.

22.Учитель иностранного языка, его основные функции, проблемы профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Компоненты профессионального мастерства учителя иностранного языка.

23.Проблема системы и типологии упражнений в методике обучения иностранным языкам.

24.Современные зарубежные методы обучения иностранному языку (The Silent Way, the Natural Approach, the Total Physical Response, the Counselling Method, the Competence-Based Approach, Project Work и др.).

25.История отечественной методики преподавания иностранных языков.

26.Факторы, влияющие на специфику процессов овладения /изучения/ обучения иностранному языку и культуре.

27.Иностранный язык и культура как объект овладения и обучения.

28.Подходы, методы и приемы обучения иностранным языкам.

29.Модели овладения/изучения/ иностранным языком и иноязычной культурой.

30.Актуальные проблемы учебника иностранного языка нового поколения.

31.Проблема стандартизации средств контроля уровня развития иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций.

32.Теория речевого акта и её значение в преподавании иностранных языков.

33.Цели обучения иностранному языку и иноязычной культуре как методическая категория. Современные цели обучения иностранному языку.

34.Зарубежные методики обучения иностранному языку.

35.Проблема содержания обучения иностранным языкам.

36.Взаимосвязанное обучение иностранному языку и иноязычной культуре как основа формирования способности языковой личности к межкультурной коммуникации.

37.Общеевропейские и российские уровни владения иностранным языком.

38.Проблемы формирования иноязычных аспектных (языковых и речевых) навыков в различных условиях.

39.«Языковой портфель»  как унифицированная система оценки и самооценки уровней развития коммуникативной компетенции.

40.Новые направления в методике обучения иностранным языкам.

41.Аутолингводидактика как теория самообучения.

42.Этнолингводидактика.

43.Объекты, формы и средства контроля в обучении иностранным языкам.

44.Современный методический стандарт в обучении иностранным языкам и культурам.

 


Возврат к списку