19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине: Общая психология, психология личности, история психологии":

1. Принцип детерминизма в психологии.
2. Проблема саморегуляции в психологической науке.
3. Пути исследования интегральной индивидуальности.
4. Специфика психологического отражения действительности.
5. Особенности психических процессов в условиях общения.
6. Актуальные проблемы теории интегральной индивидуальности.
7. Принцип развития в психологии.
8. Системная организация субъекта.
9. Проблема психологии всеобщей индивидуальности.
10. Роль математического моделирования в познании психической деятельности.
11. Эмоции как ценность.
12. Критерии  иерархии уровней интегральной индивидуальности.
13. Структура деятельности.
14. Единство личности, мотивов и общественных отношений. 
15. Развитие интегральной индивидуальности в зависимости от объективного и субъективного.
16. Методологические направления в зарубежной психологии.
17. Современные теории мышления в отечественной психологии.
18. Проблемы психологии полиморфной индивидуальности.
19. Место и роль психологии в системе наук о человеке.
20. Психическая напряженность.
21. Современное состояние учения о типах темперамента.
22. О взаимодействии естественного и искусственного интеллекта.
23. Структура характера.
24. Вклад школы Б.М. Теплова в разработку дифференциальной психологии.
25. Системный подход в психологии.
26. Основные закономерности ощущений.
27. Развитие межуровневых связей интегральной индивидуальности.
28. Структура личности.
29. Активность и селективность восприятия.
30. Пути управления развитием интегральной индивидуальности.
31. Современные зарубежные теории социальных групп.
32. Взаимосвязь процессов ощущения и восприятия.
33. Сущность комплексного подхода к индивидуальности.
34. Сущность психофизиологической проблемы.
35. Психологические условия идентификации.
36. Проблемы интегративной психологии развития.
37. Теории способностей в зарубежной психологии.
38. Речь и общение.
39. Проблема индивидуальности в трудах Б.Г. Ананьева.
40. Детерминанты психического поведения человека.
41. Смысловая регуляция поведения.
42. Проблема индивида,  личности и индивидуальности в психологической науке.
43. Принцип единства психики и деятельности.
44. Моделирование мышления.
45. Основные принципы исследования полиморфной индивидуальности.
46. Проблема связи личности и общества в психоанализе.
47. Теории памяти в зарубежной литературе.
48. Редукционизм и интегратизм в познании индивидуальности.
49. Роль сознательного и бессознательного в регуляции поведения.
50. Сущность субъектно-деятельностного подхода к индивидуальности.
51. Прикладной аспект теории интегральной индивидуальности.
52. Проблема соотношения внешнего и внутреннего в психологической науке.
53. Взаимосвязь процессов памяти и мышления.
54. Темперамент как инвариант.
55. Личность и ее отношения.
56. Теория мышления в отечественной психологии.
57. Проблема индивидуальности в трудах С.Л. Рубинштейна.
58. Социальные и природные условия психического развития человека.
59. Фрустрация
60. Проблема интегральной индивидуальности в трудах В.С. Мерлина


Вопросы кандидатского экзамены по дисциплине "Истории и философии науки":

1. Предмет философии науки.
2. Формирование и развитие науки.
3. Основные стадии исторической эволюции философии науки.
4. Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
5. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).
6. Философия марксизма о науке.
7. Позитивизм в науке.
8. Неопозитивизм как третий этап позитивизма.
9. Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
10. Прагматическая философия.
11. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.
12. Философская герменевтика и гуманитарное знание.
13. Постмодернизм в философии и культуре.
14. Научное познание, критерии его научности.
15. Методы познания. Классификация методов.
16. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.
17. Диалектика процесса познания. 
18. Истина как цель познания. Типология истин.
19. Структура эмпирического знания.
20. Специфика теоретического познания и его формы.
21. Научная картина мира, ее парадигмальный характер.
22. Научные революции и их сущность.
23. Классификация наук в истории познания.
24. Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.
25. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
26. Этические проблемы науки в XXI веке.
27. Наука как социальный институт.
28. Философия политики.
29. Философские проблемы экологии и биологии.
30. Философия истории.
31. Философия культуры.
32. Философия религии.
33. Сциентизм и антисциентизм.
34. Основные проблемы философской антропологии.
35. Наука и экономика.
36. Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.
37. Методологические основания социально-гуманитарного познания.
38. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.
39. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
40. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
41. Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.
42. Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
43. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.
44. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Возврат к списку