19.00.07 Педагогическая психология

Вопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине "Педагогическая психология":

1. Закономерности развития психики

2. Основные предпосылки и направления компьютеризации образования

3. Роль наследственности и среды в развитии психики

4. Структура педагогических способностей и условий их становления.
5. Роль сензитивных периодов и кризисов в психическом развитии.
6. Психология отношений учителя с учащимися.
7. Основные принципы творческого обучения
8. Особенности личности и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.
9. Основные проблемы педагогической психологии: их состояние и сферы применения.
10. Психологические особенности семейного воспитания.
11. Источники, движущие силы и условия психического развития.
12. Индивидуально – психологические различия и проблемы воспитания и самовоспитания воли и характера.
13. Категории общения в возрастной психологии.
14. Психологические особенности выбора профессии.
15. Психологические закономерности развития личности и сознания на разных возрастных этапах.
16. Психологические проблемы полового воспитания.
17. Основные теории зарубежной возрастной психологии (бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивная психология, психоанализ).
18. Информационная технология образования.
19. Вклад А. Валлона и Ж. Пиаже в разработку проблем психического развития.
20. Психологические условия формирования личности.
21. Взаимосвязь обучения, воспитания и психического развития.
22. Психологическая диагностика эвристических способностей учащихся.
23. Принципы теории периодизации психического развития.
24. Психологическая природа и развитие общих и специальных способностей в обучении
25. Теория обучения и развития в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
26. Мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения.
27. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте.
28. Психологические требования к учебному диалогу в системе: «Ученик – персональный компьютер».
29. Интегральная характеристика подростка.
30. Психологические основы развивающего обучения.
31. Теории подросткового возраста в зарубежной психологии.
32. Пути повышения эффективности усвоения знаний.
33. Интегральная  индивидуальность ранней юности.
34. Диагностика и развитие креативного мышления.
35. Психологические проблемы и условия воспитания творческой личности.
36. Принципы психологической диагностики качества знания.
37. Психологические условия и психологические трудности профессионального самоопределения старшеклассников.
38. Психологические механизмы условия знания, умений и навыков.
39. Интегральная характеристика студенческого возраста.
40. Педагогическая психология в системе психологической науки.


Вопросы кандидатского экзамены по дисциплине "Истории и философии науки":

1. Предмет философии науки.
2. Формирование и развитие науки.
3. Основные стадии исторической эволюции философии науки.
4. Рационалистическая метафизика XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
5. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).
6. Философия марксизма о науке.
7. Позитивизм в науке.
8. Неопозитивизм как третий этап позитивизма.
9. Постпозитивистская модель развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
10. Прагматическая философия.
11. Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии.
12. Философская герменевтика и гуманитарное знание.
13. Постмодернизм в философии и культуре.
14. Научное познание, критерии его научности.
15. Методы познания. Классификация методов.
16. Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное в познании.
17. Диалектика процесса познания. 
18. Истина как цель познания. Типология истин.
19. Структура эмпирического знания.
20. Специфика теоретического познания и его формы.
21. Научная картина мира, ее парадигмальный характер.
22. Научные революции и их сущность.
23. Классификация наук в истории познания.
24. Синергетика как теория эволюции и самоорганизации, ее значение.
25. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
26. Этические проблемы науки в XXI веке.
27. Наука как социальный институт.
28. Философия политики.
29. Философские проблемы экологии и биологии.
30. Философия истории.
31. Философия культуры.
32. Философия религии.
33. Сциентизм и антисциентизм.
34. Основные проблемы философской антропологии.
35. Наука и экономика.
36. Наука и культура. Традиционные и технологические цивилизации.
37. Методологические основания социально-гуманитарного познания.
38. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания.
39. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
40. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
41. Время, пространство и коммуникация в социальном и гуманитарном знании.
42. Объяснение и понимание, проблема ценности и рациональности в социально-гуманитарных науках.
43. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.
44. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук, его дисциплинарная структура.

Возврат к списку