07.00.02 Отечественная история

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержанием специальности «Отечественная история» является изучение прошлого государства и народов России. Объект изучения отечественной истории – деятельность государства и общества, народов страны во всех сферах жизни на различных этапах исторического развития. Задача отечественной истории – поиск и  оценка исторических источников, изучение и анализ всей совокупности фактов и явлений общественной и повседневной жизни.

Области исследований

<p> 1. Научная периодизация истории России. </p> <p> 2. Предпосылки формирования, основные этапы и особенности развития российской государственности. </p> <p> 3. Социально-экономическая политика Российского государства и ее реализация на различных этапах его развития. </p> <p> 4. История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов. </p> <p> 5. История международного положения и внешней политики страны на различных этапах ее развития. </p> <p> 6. История повседневной жизни различных слоев населения страны на соответствующем этапе ее развития. </p> <p> 7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности. </p> <p> 8. Военная история России, развитие ее Вооруженных сил на различных этапах развития. </p> <p> 9. История общественной мысли и общественных движений. </p> <p> 10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений. </p> <p> 11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны. </p> <p> 12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов. </p> <p> 13. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий. </p> <p> 14. История политических партий России. </p> <p> 15. Исторический опыт российских реформ. </p> <p> 16. История российских революций. </p> <p> 17. Личность в российской истории, ее персоналии. </p> <p> 18. Исторические изменения ментальностей народов и социальных групп российского общества. </p> <p> 19. История развития российского города и деревни. </p> <p> 20. История семьи. </p> <p> 21. История экономического развития России, ее регионов. </p> <p> 22. Интеллектуальная история России. </p> <p> 23. История Великой Отечественной войны. </p> <p> 24. Россия в крупнейших международных конфликтах. </p> 25. История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения.

Отрасль наук

исторические науки

История становления и развития научной школы
С развитием образования связывается будущее любой страны. Именно его уровень определяет социальный статус личности и наций в цивилизованном мире. Образование является не только объектом, но и субьектом модернизации общества, его мощным рычагом и внутренним ресурсом. Ибо оно в процессе общественного развития выступает, как основной фактор накопления и развития интеллектуального и духовного потенциала нации, а в XX столетии, как стратегический долговременный производственный момент, обеспечивающий переход общества к интенсивному развитию.

Думается, образование все больше выступает как фундамент духовности, культуры, научно - технических достижений, цивилизованного движения в целом.

Система школьного образования, через которую проходит все без исключения население, предназначена давать знания в виде информации и одновременно воспитывать все богатство человеческих отношений, концентрируясь на формировании гражданина и личности, с учетом национально- культурного развития общества. Поэтому каждый должен иметь возможность пройти в детстве обучение через восприятие языка и культуры собственного народа. Проникшись уважением к языку, истории и духу своего народа, юное поколение осознает многообразие и равноценность истории и культуры других народов, возрождается база для подлинного интернационализма. Успешным становиться приобщение к культуре разных народов и общечеловеческим ценностям.

В рамках конституционных положений о праве граждан на свободный выбор языка общения, на пользование родным языком, обучение и воспитание на родном языке с начала 90-х годов в нашей республике возродилась и получила развитие сеть национальных учебных заведений. Это общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Отсюда огромный научно -исследовательский и практический интерес к истории образования и истории национальных школ многообразного в этническом отношении нерусского населения края.

Еще в конце XIX века в Башкортостане сложилась развитая сеть русско -"инородческих" школ, приближавшихся в дооктябрьский период к типу национальных. Это были государственные смешанные русско - национальные школы. Дальнейшее развитие получили новометодные мектебы и медресе, представляющие сеть светских национальных учебных заведений. Сформировался отряд светских профессиональных педагогов из нерусских народов края, внесших заметный вклад в приобщение широкого круга населения к действительным знаниям, в развитие национальных культур и мировоззрений.

На систему образования в целом и, особенно многочисленного нерусского населения нашего края, довольно ощутимое воздействие оказали общественно - политические процессы начала XX века. И к этому времени у передовой части населения страны уже сформировалось понимание экономической, социальной, культурной и даже политической значимости образования. В условиях российской действительности в регулировании национального вопроса образование нередко использовалось, как универсальный способ идеологического управления и мировоззренческого воздействия, ибо ". школа есть громадная перевоспитывающая сила, которая действует планомерно, в течении более или менее продолжительного времени, прививает населению новые знания, взгляды, стремления."1

Начавшаяся в пореформенный период буржуазная эволюция народного образования, в дореволюционные годы приобретает новые очертания. Школа

1 Журналы заседаний съезда директоров и инспекторов народных училищ Оренбургского округа в г. Уфе. 11 -16 июня 1912 года,- Уфа, 1914. - С. 251. оценивается не только, как орудие подготовки просвещенных кадров в экономических интересах, но и как средство пробуждения самосознания народов, повышения их культуры и приближения к европейскому уровню образования. Поэтому деятельность за развитие народного образования в нашем многонациональном крае связывалась с созданием национальной школы каждого народа.

А впервые необходимость национальной школы и национальной педагогики в России была заявлена К.Д.Ушинским. К этому он пришел, наблюдая за иностранными школами, и прежде всего шведов, немцев, французов, англичан. Необходимость национального типа школ Ушинский обосновал тем, что у каждого народа в основе идеи воспитания лежит представление о том, каков должен быть человек по понятиям народа и в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека, который соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа и развивается вместе с его развитием. Характер формируется воспитанием, а не наукой, которая общечеловечна. Великий педагог отмечал, что народный идеал человека видоизменяется в каждом народе по сословиям, но все эти видоизменения носят один и тот же национальный тип, это отражение одного и того же образа в разных сферах общества2

В советское время создается новая реформированная и не связанная с традициями прежней система образования. Организуется и сеть национальных учебных заведений. В отличии от дооктябрьской, советская национальная школа создается, как самостоятельная, национально - автономная. Сеть же магометанских школ, просуществовавшая некоторое время по настоянию мусульманского населения, новым государством была со временем ликвидирована.

2 Каптеров П.Ф. История русской педагогики. - С-П., 1915,- СС. 325, 329.

За 20 - е годы, несмотря на различные трудности, была организована сеть школ на башкирском, татарском, марийском, чувашском, удмуртском и других языках народов, проживающих на территории Башкортостана. Были созданы программы и новые учебники на национальных языках, готовились кадры квалифицированных учителей, строились школы.

Все это в целом позволило полностью решить проблему начального всеобуча и в довоенные годы перейти к реализации всеобуча семилетнего.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-natsionalnykh-obshcheobrazovatelnykh-shkol-i-pedagogichesk#ixzz35jxxtvba
Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.
2.     Место философии в системе наук.
3.     Проблема единства мира.
4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).
5.     Гуманистический период античной философии.
6.     Период синтеза античной философии (классический период).
7.     Философия Фомы Аквинского.
8.     Философия Декарта.
9.     Философия Спинозы.
10.  Философия Лейбница.
11.  Английский эмпиризм XVIII века.
12.  Философия Канта.
13.  Философия Гегеля.
14.  Антропологический материализм Фейербаха.
15.  Марксистская философия.
16.  Философия жизни.
17.  Экзистенциализм.
18.  Позитивизм.
19.  Феноменология Гуссерля.
20.  Философская герменевтика.
21.  Западники и славянофилы в русской философии.
22.  Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.
23.  Пространство и время.
24.  Диалектика и ее альтернативы.
25.  Основные принципы материалистической диалектики.
26.  Основные законы диалектики.
27.  Основные категории диалектики.
28.  Виды знания.
29.  Диалектика абсолютной и относительной истины.
30.  Единство чувственного и рационального в познании.
31.  Роль практики в познании.
32.  Методы научного познания.
33.  Происхождение сознания.
34.  Активность сознания.
35.  Сознание и самосознание.
36.  Проблема человека в философии.
37.  Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.
38.  Общество как объект философского анализа.
39.  Философия истории.
40.  Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
41.  Критерии общественного прогресса.
42.  Философские проблемы культуры.
43.  Глобальные проблемы современности.
44.  Формирование и развитие философии в России.

Вопросы к вступительному испытанию по профилю
«Отечественная история»:
  1. Предмет отечественной истории, территориальные рамки и проблема периодизации. Методология и философия истории России в контексте мировых цивилизаций.
  2. Общая характеристика источниковой базы, этапов и направлений развития отечественной историографии.
  3. Первобытные культуры Европы и России, непрерывность и дискретность. Ранний этногенез народов России.
  4. Генезис и распространение археологических культур бронзового века. Ираноязычные культуры южнорусских степей: скифы, сарматы и др.
  5. Античное (греко-римское) культурное наследие в цивилизационном процессе на территории страны
  6. Дискуссия о раннем этногенезе славян. Влияние Великого переселение народов на формирование восточнославянского сообщества.
  7. Языческая культура восточных славян. Роль природно-географических факторов в становлении древнерусской цивилизации. Славяне в Византийско-варварском культурном ареале.
  8. Становление государственности у восточных славян. Основные историографические концепции в определении хронологии, причин, сущности и механизма возникновения государственности на Руси.
  9. Особенности политического строя Руси Х – ХII вв.
  10. Проблема генезиса феодализма в Древней Руси: типология и специфика. Социально-экономическая стратификация древнерусского социума.
  11. Принятие христианства на Руси. Значение крещения Руси для дальнейшего развития русской цивилизации.
  12. Взаимоотношения Руси с Византией, западноевропейскими странами и кочевниками. Русь и Кавказ.
  13. Причины политической раздробленности Руси в ХII – первой трети ХIII вв. Основные черты социально-экономической, политической и культурной истории Новгородской, Северо-Восточной и Юго-Западной Руси.
  14. Борьба русского народа за независимость в XIII в. Выбор внешнеполитической ориентации: Запад или Восток.
  15. Исторические судьбы северо-восточной Руси, юго-западных и западных русских земель во второй половине ХIII в. Влияние золотоордынского ига на дальнейшую историю Руси.
  16. Московская Русь в XIV – ХV вв. Социально-экономическое развитие, княжеская власть, взаимоотношения с Золотой Ордой.
  17. Особенности развития Новгородской и Псковской земель в XIV-ХV вв.
  18. Социально-экономические, политические, этнокультурные факторы и этапы объединительного процесса русских земель.
  19. Превращение Москвы в национальный и территориальный центр формирующейся великорусской народности. Формирование представлений о Святой Руси.
  20. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Польши. Начало формирования украинской и белорусской народностей
  21. Россия в период правления Ивана III. Его роль в образовании Московского государства
  22. Российское государство в конце ХV – первой трети XVI вв.: великокняжеская власть, княжеско-боярская аристократия, дворянство, церковь, горожане, крестьянство.
  23. Феномен русской культуры XIV-XV вв., эволюция форм культурной жизни.
  24. Особенности социально-экономического развития и социальная стратификация общества в ХVI в. Проблема закрепощения крестьян
  25. Политический строй Московского государства в период правления Ивана IV и его эволюция в XVI в. Опричнина: цели, характер и итоги.
  26. Русская культура конца ХV – ХVI вв. Православная идеология о византийском наследии Руси. Общественно-политическая мысль о месте России в мире
  27. Внешняя политика Московского государства в конце ХV – ХVI в. Расширение территориальных границ России. Ливонская война
  28. Структурный кризис в России начала ХVII в. Основные события, итоги и последствия «Смутного времени»
  29. Противоречивость тенденций социально-экономического развития России в ХVII в. Проблема генезиса капиталистических отношений в сравнительно-историческом аспекте.
  30. Сословно-представительная монархия и абсолютистские тенденции в России при первых Романовых.
  31. Сословная стратификация российского общества. Социальные конфликты ХVII в. Феномен крестьянской войны в российской истории.
  32. Церковь и самодержавие. Церковная реформа и раскол РПЦ
  33. Международное положение России в XVII в. Основные направления, задачи и итоги внешнеполитической деятельности государства
  34. Россия и Кавказ в ХVI-ХVII вв.
  35. Особенности развития русской культуры в ХVII в.
  36. Реформы Петра I и проблемы российской модернизации
  37. Россия в системе международных отношений первой четверти ХVIII в. Северная война, как фактор превращения России в империю.
  38. Поощрение развития национальной культуры и образования. Формы культурной и духовной жизни общества, их эволюция и противоречия
  39. Оценка Петровской модернизации в историографии. Проблема «цены» реформ и альтернативы петровским преобразованиям.
  40. Россия в период «дворцовых переворотов». Историографические концепции о причинах, механизме и последствиях дворцовых переворотов
  41. Эпоха Просвещения и Россия. Социально-экономические, политические, идеологические истоки политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II
  42. Внутренняя политика Екатерины II. Преобразования государственного аппарата и социальная политика. Оценки в историографии сущности и значения преобразований Екатерины II
  43. Основные вехи внешней политики России во второй половине ХVIII в. Расширение территории России и превращение ее в «первостепенную» европейскую державу.
  44. Мир и Россия на рубеже XVIII – XIX вв. Участие в коалиционных войнах. Разгром армии Наполеона и заграничные походы.
  45. Отечественная война 1812 года и ее всенародный характер. Историография проблемы.
  46. Новый курс во внутренней политике Александра I. Колебание от либерализма к реакции.
  47. Нарастание оппозиционности в российском обществе. Декабризм и его влияние на общественно-политическую жизнь России.
  48. Венский конгресс и европейская политика России в период формирования «венской системы». Историография проблемы.
  49. Внутренняя политика правительства Николая I и ее противоречивые оценки в отечественной историографии
  50. Противостояние власти и общества. Общественная мысль и общественное движение в 30-50-е гг. XIX в. Историография проблемы.
  51. Особенности начального этапа промышленного переворота. Отечественная и зарубежная историография о социально-экономическом развитии России.
  52. Внешняя политика во второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Ход и итоги Крымской войны
  53. Россия и Кавказ в XVIII – первой половине XIX в.
  54. Духовная жизнь и культура России в первой половине XIX в. Дискуссия между западниками и славянофилами о путях развития страны
  55. «Великие реформы» 60-70-х гг. ХIХ в. в России: сущность и пути их реализации
  56. Влияние великих реформ на социально-экономическое развитие страны. Завершение промышленного переворота
  57. Проекты конституционного ограничения самодержавия. Проект М.Т. Лорис-Меликова.
  58. Александр III. Контрреформы или постреформенная стабилизация.
  59. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в. Россия в системе международных блоков
  60. Духовная жизнь и культура России во второй половине XIX в. Культурные итоги «Золотого века». Всемирное значение русской культуры
  61. Общественно-политические движения во второй половине XIX в.: социальная база, цели, формы деятельности. Возникновение политических партий.
  62. Россия в борьбе за передел мира в конце ХIХ – начале XX в. Русско-японская война (1904-1905) и ее итоги.
  63. Альтернативы общественно-политического России в начале XX в. Революция и эволюция как типы модернизации общества. Первый опыт парламентаризма
  64. Проблемы экономического развития России в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа.
  65. Первая мировая война: предпосылки, основные события, итоги. Участие в ней России
  66. Революции 1917 г. Проблемы исторического выбора страны между февралем и октябрем. Политические последствия октябрьского переворота и разгона Учредительного собрания
  67. Россия в период гражданской войны: расстановка сил, события, итоги. Оценки в отечественной и зарубежной историографии о причинах победы большевиков и проблемы легитимности их власти.
  68. Советское общество в период нэпа: власть, общество, экономика. Внутрипартийная борьба по вопросу о направлениях развития общества
  69. Проблема выбора модели социалистической (сталинской) модернизации СССР в конце 20-х – 30 гг. ХХ в.
  70. Дискуссия о советском общественном строе. Сталинизм как социокультурная форма и теоретическая модель общественного устройства.
  71. Внешнеполитический выбор советской власти в межвоенный период: соотношение в нем идеи мировой революции и геополитических интересов
  72. СССР во Второй мировой войне: основные этапы и события, итоги и значение победы. Оценки в отечественной и зарубежной историографии роли и значении нашей страны в разгроме гитлеризма
  73. СССР в послевоенное десятилетие. Политические процессы и идеологические кампании второй половины 40-х – начала 50-х гг.
  74. Эволюция советской общественной системы: от хрущевской «оттепели» к брежневскому «застою». Проблемы политической стабильности режима при Л. Брежневе в современной историографии
  75. Международные отношения в послевоенные десятилетия (1945-1985). Противостояние двух систем и разрядка.
  76. Сравнительный анализ реформаторских процессов в социалистических странах и СССР на рубеже 80-90-х гг. Горбачевская перестройка: от модернизаций системы к смене модели развития и распаду СССР.
  77. Россия в многополярном мире. Проблема интересов и безопасности. Приоритетные задачи российской внешней политики.
  78. Между авторитаризмом и демократией. Основные проблемы и этапы формирования новой политической системы в РФ
  79. Социальная структура переходного общества. Проблема формирования среднего класса в России
  80. Становление новой экономической модели в РФ. Варианты экономической модернизации.
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку