10.01.01 Русская литература

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержание специальности составляет разработка проблем истории русской литературы XI – XX (XXI) веков, изучение сущности и особенностей творчества русских писателей, их художественных открытий, продолжения ими национальных традиций и достижений мировой литературы; осмысление развития жанров, стилей, течений, направлений в художественном словесном творчестве и его связей с протекающей рядом литературной деятельностью (литературная критика, письма, дневники, записные книжки, мемуары и т.п.); изучение динамики литературного творчества. Объект исследования – все литературные явления, первостепенной и второстепенной важности, напечатанные и существующие в рукописном или каком-либо ином виде, литературные материалы, хранящиеся в архивах России и за рубежом, вместе с тем научные труды, посвященные русской литературе. Особое значение приобретает изучение русской литературной классики, ее непреходящей ценности для современной духовной культуры общества.

Области исследований

История древнерусской литературы. История русской литературы XVIII века. История русской литературы XIX века (1800 – 1890-егоды). История русской литературы XX – XXI веков. История русской литературной критики. История русской литературной науки; деятельность отдельных выдающихся ученых-литературоведов, научных школ. Биография и творческий путь писателя. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве. Индивидуально-писательское и типологическое выражения жанровостилевых особенностей в их историческом развитии. Роль анонимных произведений, а также созданных в соавторстве или коллективно в общем литературном процессе. Взаимодействие творческих индивидуальностей, деятельность литературных объединений, кружков, салонов и т.п. Взаимообусловленность различных видов литературного творчества: письма, дневники, записные книжки, записи устных рассказов и т.п. Русская мемуаристика в ее историческом развитии и взаимодействии с художественной литературой. Многообразие связей художественной литературы с «литературой путешествий» и сочинениями историков. Литературное краеведение и музееведение. Связи русской литературы с литературами народов России. Взаимодействие русской и мировой литературы, древней и новой. Россия и Запад: их литературные взаимоотношения. Взаимодействие литературы с другими видами искусства.

Отрасль наук

филологические науки

История становления и развития научной школы
Аспирантура по русской литературе была открыта при кафедре отечественной и зарубежной литературы в 1993 году. В настоящее время аспирантура функционирует при кафедре словесности и педагогических технологий филологического образования (зав. кафедрой доктор педагогических наук И.Б. Федотова). Руководитель аспирантуры – кандидат филологических наук, профессор А.Ф. Петренко.
В аспирантуре готовятся квалифицированные кадры для решения образовательных и исследовательских задач в различных типах учебных заведений, включая специализированные гимназии, лицеи, средние специальные и, конечно же, высшие учебные заведения. 2.    Необходимость подготовки кадров высшей квалификации по специальности 10.01.01 – русская литература обусловлена и той важной ролью, которую играет русская литература в формировании нравственности, духовности молодежи, в эстетическом воспитании молодого поколения, укрепляя позиции русской художественной словесности в многонациональном и поликультурном регионе Северного Кавказа.

Научное руководство аспирантами по научной специальности 10.01.01. – Русская литература осуществляют:
КАЗИЕВА АЛЬМИРА МАГОМЕТОВНА – доктор филологических наук, профессор
ПЕТРЕНКО АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВИЧ – кандидат филологических наук, профессор
ОЧМАН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ – кандидат филологических наук, профессор


В аспирантуре по русской литературе разрабатываются следующие научные направления кафедры:

•    Литературоведение в аспекте поликультурного региона Северного Кавказа

•    Юмор и сатира в русской литературе

За последние 10 лет защищено 6 кандидатских диссертаций:

О.А. Пономарева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Диалогизм романа «Кысь» Т. Толстой (фольклорный, литературный и историко-культурный аспекты)» (2008 г., науч. рук. А.Ф. Петренко)

О.Б. Костылева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проза О.М. Сомова: художественный мир и способы его моделирования» (2009 г., науч. рук.  А.Ф. Петренко)

Н.А. Орлова защитила кандидатскую диссертацию «Поэтика комического в прозе С. Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма» (2010 г., науч. рук.  А.Ф. Петренко )

Дадаян Э.Г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Поэтика комического в прозе В. Аксенова» (2010 г., науч. рук А.М. Казиева)

Е.А. Шевель защитила кандидатскую диссертацию на тему «Философская сказка Ф. Искандера "Кролики и удавы": феноменология жанра» (2012 г., науч. рук А.М. Казиева)

Плисс А.А. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Мотивная структура «кавказского текста» в русской литературе первой половины XIX века» (2014 г., науч. рук А.М. Казиева)
Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

 1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.
2.     Место философии в системе наук.
3.     Проблема единства мира.
4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).
5.     Гуманистический период античной философии.
6.     Период синтеза античной философии (классический период).
7.     Философия Фомы Аквинского.
8.     Философия Декарта.
9.     Философия Спинозы.
10.  Философия Лейбница.
11.  Английский эмпиризм XVIII века.
12.  Философия Канта.
13.  Философия Гегеля.
14.  Антропологический материализм Фейербаха.
15.  Марксистская философия.
16.  Философия жизни.
17.  Экзистенциализм.
18.  Позитивизм.
19.  Феноменология Гуссерля.
20.  Философская герменевтика.
21.  Западники и славянофилы в русской философии.
22.  Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.
23.  Пространство и время.
24.  Диалектика и ее альтернативы.
25.  Основные принципы материалистической диалектики.
26.  Основные законы диалектики.
27.  Основные категории диалектики.
28.  Виды знания.
29.  Диалектика абсолютной и относительной истины.
30.  Единство чувственного и рационального в познании.
31.  Роль практики в познании.
32.  Методы научного познания.
33.  Происхождение сознания.
34.  Активность сознания.
35.  Сознание и самосознание.
36.  Проблема человека в философии.
37.  Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.
38.  Общество как объект философского анализа.
39.  Философия истории.
40.  Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
41.  Критерии общественного прогресса.
42.  Философские проблемы культуры.
43.  Глобальные проблемы современности.
44.  Формирование и развитие философии в России.


Вопросы к вступительному испытанию по профилю
«Русская литература»:

  1. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник Древней Руси. Его идейное содержание и система образов. Основные этапы и итоги научного изучения «Слова…» Поэтика «Слова…». Проблема авторства.
  2. Воинская повесть в древнерусской литературе. Ее жанровые особенности и стилистика. Наиболее значительные памятники.
  3. «Задонщина» как один из наиболее характерных памятников средневековой русской литературы. Связь «Задонщины» со «Словом о полку Игореве».
  4. Нравственно-дидактические повести XVII века. Анализ одной из них по выбору студента.
  5. Социально-бытовые повести 2-й половины XVII века. Анализ одной из них по выбору студента.
  6. «Повесть о Петре и Февронии». Связь ее с устным народным творчеством.
  7. «Житие протопопа Аввакума». Его новаторский характер. Агиографический канон и его разрушение на пути становления жанра повести.
  8. Творчество Симеона Полоцкого. Создание силлабической системы стихосложения.
  9. Общественно-исторические и литературные корни русского классицизма. Его признаки, национальное своеобразие. Система жанров и теория «трех штилей».
  10. Реформа русского стихосложения В. Тредиаковского и М. Ломоносова. Филологические труды Ломоносова и его поэтическое творчество.
  11. А. Сумароков – поэт и драматург. Сатиры и басни Сумарокова.
  12. Поэтическое творчество Г. Державина. Новаторство Державина-поэта. Анализ оды «Фелица».
  13. Комедия Д. Фонвизина «Недоросль»: проблематика, своеобразие конфликта, система образов, вопрос о методе.
  14. Повести Н. Карамзина как явление русского сентиментализма.
  15. Русский романтизм, его сущность, философия, литературные корни. Своеобразие романтических жанров. Разновидности романтизма.
  16. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики Ф. Тютчева. Концепция мира и человека. Философские взгляды Тютчева в этико-эстетической системе романтизма.
  17. Реализм и особенности его развития в русской литературе. Учение В. Белинского о типическом. Этапы развития реализма в XIX веке.
  18. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Жанровые особенности пьесы. Классицизм и реализм в комедии. Полемика вокруг образа Чацкого.
  19. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и его роль в развитии русской литературы. Система и структура образов, особенности конфликта, образ автора, онегинская строфа. Ведущие пушкинисты о романе.
  20. Проза А.С. Пушкина. Традиции и новаторство в «Повестях Белкина. Проблематика и художественная структура романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Современные тенденции в изучении пушкинской прозы.
  21. «Герой нашего времени» М. Лермонтова как социально-психологический и философский роман (жанровая специфика). Лермонтоведение на современном этапе.
  22. Поэма Н. Гоголя «Мертвые души». Проблематика, система образов, жанровое своеобразие. Современное состояние изучения творчества Гоголя в литературоведении.
  23. Проблематика, сюжетно-композиционная система и нравственно-философский смысл романа И. Гончарова «Обломов». Типы человеческого существования и их реализация на персонажном уровне. Проблемы восприятия и интерпретации романа.
  24. Романы И. Тургенева – зеркало русской духовной жизни 40-70 годов XIX века. Типологические особенности тургеневского романа. Современные проблемы изучения Тургенева.
  25. Проблематика романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». «Бунт» Раскольникова, его социальный и нравственно-философский смысл. Литературоведы ХХ – XXI вв. о Достоевском.
  26. Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир». Проблематика, система образов, жанровые особенности. «Мысль народная» как структурообразующий фактор произведения. «Диалектика души». Современные проблемы и задачи изучения творчества Л. Толстого
  27. А. Чехов – мастер реалистического рассказа и повести. Своеобразие стиля чеховской прозы. Современные проблемы изучения Чехова.
  28. Серебряный век как литературная эпоха. Смена направлений. Концепция человека.
  29. Символика поэтического мировоззрения А. Блока. Блок в критике и литературоведении.
  30. Творческая эволюция А. Ахматовой. Современные проблемы изучения творчества Ахматовой.
  31. С. Есенин как новокрестьянский поэт. Народные и христианские традиции в его поэзии. Специфика поэтики. Литературоведы о творчестве Есенина.
  32. Творчество И.А. Бунина: проблематика, концепция человека, традиции и новаторство. Современные проблемы изучения творчества Бунина.
  33. Творчество М. Цветаевой в контексте литературы Серебряного века. Особенности поэтики Цветаевой. Современные проблемы изучения жизни и творчества Цветаевой.
  34. Русский футуризм: поэтические группы, декларации, творческая практика. Основные исследователи русского футуризма.
  35. Творческая эволюция В. Маяковского. Темы, мотивы творчества Маяковского и их художественное воплощение. Новаторство Маяковского. Современные проблемы изучения жизни и творчества Маяковского.
  36. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как философско-сатирический роман: проблематика, система образов, специфика художественной формы. Булгаковедение на рубеже XX – XXI вв.
  37. Черты антиутопии в творчестве А. Платонова. Художественное новаторство А. Платонова. Исследователи и критики о Платонове.
  38. Художественное мастерство Б. Пастернака-лирика. Пастернаковедение на рубеже ХХ – XXI веков.
  39. Роман М. Шолохова «Тихий Дон»: проблематика, поэтика, жанровое своеобразие. Проблема авторства.
  40. Основные тенденции в освещении темы Великой Отечественной войны русскими писателями 2-й половины ХХ века. Анализ произведений двух авторов.
  41. Развитие отечественной литературы в эпоху «оттепели» середины ХХ века (культурная атмосфера, литературные явления, школы и течения, имена).
  42. «Эстрадная» поэзия и «тихая» лирика середины ХХ века (сравнительный анализ на примере избранных произведений).
  43. Герои В. Шукшина: проблема художественного воплощения русского национального характера. Шукшин в критике и литературоведении.
  44. «Деревенская» проза: этико-философская проблематика (на примере творчества двух авторов).
  45. Герой-рассказчик в прозе С. Довлатова: проблема «биографизма» и «автопсихологизма». Ведущие исследователи творчества Довлатова.
  46. Проблематика и художественные особенности прозы А. Солженицына. Публицистика Солженицына.
  47. Поэзия И. Бродского (образы, мотивы, стиль). Критики и литературоведы о Бродском: основные тенденции в изучении творчества.
  48. Постмодернизм как литературное явление. Философские основы постмодернизма. Анализ творчества 1-2-х отечественных писателей-постмодернистов.
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку