10.02.05 Романские языки (Французский)

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержанием специальности 10.02.05 – «Романские языки» является исследование теоретических и функциональных аспектов языков романской группы, их развития, современного состояния и особенностей функционирования, общности происхождения. Основными зонами распространения романских языков стали: Старая Романия (Италия, Португалия, Испания, Франция, Южная Бельгия, Южная Швейцария), Румыния, Молдавия. Новая Романия (XVI – XVIII вв.): части Северной Америки, центральная часть Америки, Южная Америка, большая часть Антильских островов, включая страны, где романский язык стал официальным языком вследствие колониальной экспансии; Значительная часть Северной Америки, Южной Азии, Океании и др.

Области исследований

-основные этапы и направления становления и развития романских языков; -исторические особенности развития диалектов романских языков; -влияние латыни на развитие романских языков; -основные переходы романских языков к их современным особенностям; -особенности формирования и функционирования 5 групп романских языков: иберо-романская, галло-романская, итало-романская, ретророманская, балкано-романская группы; -общие и индивидуальные тенденции развития романских языков; -слово, как основа единства языка, типы лексических единиц, структура словарного состава, функционирование лексических единиц, развитие и пополнение словарного состава, лексика и внеязыковая действительность, лексикологические категории, фразеология, синтаксический строй, особенности стилистического воздействия и экспрессивных средств романских языков; -становление лингвистических систем романских языков; -корпусные исследования романских языков; -исследование особенностей использования сопоставлений на разных уровнях, выявление особенностей восприятия, употребления, типичных лингвокультурных ошибок и особенностей использования в разных языковых общностях; -проблемы передачи различных языковых явлений в разных языках, в переводах с романских языков народной и обратно; -проблемы классификации лексических единиц и фонем; -методы исследования лексических единиц.

Отрасль наук

филологические науки

История становления и развития научной школы
Аспирантура 10.02.05 – Романские языки функционирует с момента создания кафедры в 1969 г. в форме очной и заочной форм обучения и соискательства.
Научная работа на кафедре ведется в области нарративных исследований (руководитель профессор А.А.Корниенко), в области интеракциональной лингвистики (руководитель профессорА.В. Алферов) и в области методики преподавания французского и прикладного французского языка.
Научные интересы членов кафедры, разрабатывающих нарративную тематику, сосредоточены на законах продуцирования, структурирования и смыслопорождения в художественном французском тексте нового типа, одна из целей которого состоит в изучении смысла и процесса сигнификации (смыслопорождения). Текст изучается с позиций когнитивной парадигмы  как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира.
Поскольку текст представляет собой смыслопорождающее пространство, понимание законов его продуцирования открывает когнитивные законы, свойственные человеческому мозгу.
Наиболее интенсивно учеными кафедры исследуются законы производства и смыслопорождения в коротком нарративном тексте, в частности, в современной французской новелле.
По данной проблематике были  опубликованы четыре монографии: «Современная французская новелла в поисках новых форм» (А.А. Корниенко) и «Структура французского новеллистического текста: глагольно-временная и сегментарно-синтаксическая» (А.А. Корниенко, И.Ю. Ковальчук, Н.А. Молчанова); Т.Ф. Петренко и М.Б. Слепакова «Синтез искусств в современном французском художественном тексте», «Взаимодействие искусств во французском художественном тексте. Анализ интермедиальности».
- большое количество статей в стране и за рубежом (А.А. Корниенко, И.Ю. Котляревская, Т.Ф. Петренко, Н.Ю. Темиракаева, Г.В. Черкасова, Л.Н. Ткаченко), имели место выступления на различного рода конференциях и коллоквиумах.
Под руководством проф. Корниенко А.А. и проф. Петренко Т.Ф в рамках данного направления защищена одна докторская и 14 кандидатских диссертаций. Кроме того, результаты исследования нашли свое отражение в учебном процессе в виде лекционно-практических курсов: «Стилистика текста», «Французская семиолингвистика», «Актуальные проблемы романистики», «Интерпретация текста».
В трудах ученых кафедры исследуются смыслопорождающие функции таких текстовых категорий, как глагольно-временные формы, местоименные формы в функции рассказчика, структура нарративного текста, реккурентность и т.д. Выявляются новые категории, участвующие в производстве смысла текста, в частности, разрабатывается новые текстовые категории – камера, выполняющая важную функцию в производстве кинематографического эффекта, визуализирующего современную французскую наррацию, коммуникативное единство как новая форма текстовых микроструктур наряду с нарративными, дескриптивными и монологическими/диалогическими единствами; и категория страницы.
Исследуется также проблема интерпретации текста, которая решается учеными кафедры в когнитивном аспекте: она рассматривается как источник смысла, понимаемого в данном контексте как реконструкция авторской интенции. Своевременность и актуальность исследования проблематики интерпретации связаны с задачей построения теории интерпретации, что открывает новые перспективы в понимании интерпретации как важного элемента процесса познания.

На кафедре осуществляется исследование средств выразительности в тексте в аспекте теории и практики лингвокогнитивной поэтики и, в частности, метафорической картины мира в творчестве французских писателей.
Осуществляются исследования мультисенсорных и поликодовых  текстов с целью их использования в практике преподавания межкультурной коммуникации, а также как объект исследования и понимания того, каким образом данные виды текстов служат отражению авторского видения мира и его концептуализации.
Практической применение результаты проводимых исследований нашли в опубликованных учебных пособиях: «Interculturel : sensibilité et compétence» (Т.Ф. Петренко, М.Б. Слепакова) и «Communication publicitaire» (Т.Ф. Петренко) и учебника «Интерпретация текста. Французская новелла» (А.А. Корниенко).
Разработчики данного направления принимают участие в конференциях разного уровня (от региональных до международных), публикуют свои статьи в международных и отечественных изданиях (РИНЦ, SCOPUS) на русском, франуцзском и английском языках
Научное направление интеракциональной лингвистики под руководством доктора филологических наук, профессора А.В. Алферова  ориентировано на изучение речевого взаимодействия и его категорий: релевантности, когерентности, речевой мелиоративности и конфронтации, имплицитности, интертекстуальности, семиотической конверсии в системе "язык-речь" и т.д., а также описание функционально-семантических полей маркеров, операторов и коннекторов – языковых форм, реализующих интеракциональные категории. Исследование ведется как в частнолингвистическом, так и в сопоставительном планах (французский, русский, английский и др. языки). Предметом исследования выступает коммуникация в общественных и социально-правовых сферах. Результаты проводимых исследований нашли отражение более, чем в 200-х публикациях, 3-х монографиях, 15-ти защищенных кандидатских и 3-х докторских диссертациях.
В 2013 году для развития направления был создан под руководством А.В. Алферова Научно-исследовательский центр ПГЛУ «Интеракциональная лингвистика и институционально-правовая коммуникация». В 2014 году сотрудниками центра был выигран грант Российского гуманитарного научного фонда на выполнение научного проекта по исследованию европейской парламентской коммуникации.
В рамках проекта парламентская коммуникация Евросоюза рассматривается как система и структура, выявляется гипертекстовая природа парламентского дискурса, его интерактивность и интеракциональность, ставится вопрос о превращении полемической речевой интеракции политических партий в декларативную и прескриптивную законодательную деятельность, при этом переход от политической полемики к институциональности дискурса рассматривается как мера ответственности политических акторов европейского законотворческого процесса.
В 2013 году Г.В. Черкасова, О.В. Курских, Л.Н. Ткаченко защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ведущие преподаватели кафедры  руководят их исследовательской работой по научной проблематике кафедры, читают для них лекции в рамках послевузовского образования и проводят консультации (Т.Ф. Петренко, А.В. Алферов, А.Г. Келейникова, А.А. Корниенко).
На кафедре действует программа «со-руководства» диссертационным исследованием аспирантов (co-tutelle), осуществляемая профессорами ПГЛУ и Лиможского университета. Последняя диссертация в данном формате была защищена 2 июня 2008 г. аспиранткой кафедры Н.А. Молчановой в диссертационном совете Воронежского государственного университета в присутствии обоих научных руководителей – профессора А.А. Корниенко (ПГЛУ) и профессора И. Клок-Фонтаний (Лимож, Франция).  
Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.
2.     Место философии в системе наук.
3.     Проблема единства мира.
4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).
5.     Гуманистический период античной философии.
6.     Период синтеза античной философии (классический период).
7.     Философия Фомы Аквинского.
8.     Философия Декарта.
9.     Философия Спинозы.
10.  Философия Лейбница.
11.  Английский эмпиризм XVIII века.
12.  Философия Канта.
13.  Философия Гегеля.
14.  Антропологический материализм Фейербаха.
15.  Марксистская философия.
16.  Философия жизни.
17.  Экзистенциализм.
18.  Позитивизм.
19.  Феноменология Гуссерля.
20.  Философская герменевтика.
21.  Западники и славянофилы в русской философии.
22.  Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.
23.  Пространство и время.
24.  Диалектика и ее альтернативы.
25.  Основные принципы материалистической диалектики.
26.  Основные законы диалектики.
27.  Основные категории диалектики.
28.  Виды знания.
29.  Диалектика абсолютной и относительной истины.
30.  Единство чувственного и рационального в познании.
31.  Роль практики в познании.
32.  Методы научного познания.
33.  Происхождение сознания.
34.  Активность сознания.
35.  Сознание и самосознание.
36.  Проблема человека в философии.
37.  Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.
38.  Общество как объект философского анализа.
39.  Философия истории.
40.  Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
41.  Критерии общественного прогресса.
42.  Философские проблемы культуры.
43.  Глобальные проблемы современности.
44.  Формирование и развитие философии в России.

Вопросы к вступительному испытанию по профилю
«Романские языки (французский)»:
  1. Проблема частей речи в современном французском языке.
  2. Французская фразеология.
  3. Проблема слова во французском языке.
  4. Проблема залога во французском языке.
  5. Проблема членов предложения в синтаксисе современного
  6. французского языка.
  7. Системная организация лексики.
  8. Проблема артикля в современном французском языке.
  9. Социальная и территориальная дифференциация французской лексики.
  10. Проблема наклонения в современном французском языке.
  11. Лексическое значение. Виды значений.
  12. Структура лексического значения.
  13. Проблема частичности артикля.
  14. Слово, его функции. Значение слова.
  15. Слово как единица языка, его место в иерархии
  16. других языковых единиц.
  17. Категория времени в современном французском языке.
  18. Системность лексики французского языка.
  19. Проблема вида в современном французском языке.
  20. Проблема предложения в современном французском языке.
  21. Семантическая эволюция слов.
  22. Словообразование во французском языке.
  23. Категория лица в современном французском языке.
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку