13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики. Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития образования. Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент. Уровни: общего и профессионального образования.

Области исследований

1. Методология предметного образования: - история становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования; - вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства; - тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования; - проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне; - возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения; - специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов; - общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий; - прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования; - анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения. 2. Цели и ценности предметного образования: - разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии [информационного общества, массовой глобальной коммуникации] общества; - развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий; - проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса; - профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе; - аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях образования. 3. Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования: - проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования; - теоретические основы созданиями использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования; - теоретическое обобщение передового опыта обучения и воспитания; - сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах; - оценка профессиональной компетентности учителя-предметника; - различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника; - разработка содержания предметного образования; - теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования; - разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей; - взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования; - проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов; - теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней; - теория, методика и практика информатизации образования; - разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования; - анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания; - технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования; - методическая эволюция учебных программ; - методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования; - история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования; - проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования; - теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания и на разных уровнях образования; - проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов; - разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету; - проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования; - теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико- эргономического качества; - теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения; - теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий; - теоретико-методологические основы разработки и применения научно- методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий; - проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций; - анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования; - разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента. 4. Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам: - теория и практика руководства самодеятельным творчеством; - теория и методика дополнительного образования по предмету; - методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив; - разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету; - подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования; - подготовка педагогических кадров в области информатизации образования.

Отрасль наук

педагогические науки

История становления и развития научной школы
Аспирантура в ПГЛУ по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) функционирует с 1969 года. В тот период времени аспирантами руководил заведующий кафедрой методики обучения иностранным языкам канд. пед. наук, доцент Б.Д. Лемперт. После достаточно продолжительного перерыва аспирантура вновь возобновила свою деятельность с приходом на кафедру Н.В. Барышникова, по инициативе которого была фактически заново открыта аспирантура в 1993 году. В 2003 году на кафедре открыта докторантура по специальности 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки). За этот, фактически короткий период времени, аспирантура функционировала весьма результативно.
Всего защищено 50 кандидатских и 2 докторские диссертации, в том числе:
под руководством
кандидата педагогических наук, доцента Б.Д. Лемперта - 1;
доктора пед. наук, профессора Н.В. Барышникова защищено кандидатских диссертаций - 38, докторских - 2;
доцента М.А. Бодоньи - 1;
доцента И.Д. Ибрагимова - 1;
профессора О.В. Сухих - 4;
профессора Т.Д. Шевченко - 2;
профессора А.П. Моисеева - 1;
доцента Е.В. Виноградовой - 1;
доцента Г.П. Шарапкиной - 1.
Бывшие аспиранты и соискатели в основном творческие личности, свободно владеющие категориями инновационного мышления. Выпускники аспирантуры креативно преподают иностранные языки в высших учебных заведениях Москвы, Ставрополя, Армавира, Ейска, Новороссийска, Пятигорска, Нальчика, Махачкалы, Владикавказа, др. городах страны. Среди выпускников аспирантуры имеется целая когорта, занимающих высокие должности в ПГЛУ: доктору пед. наук, профессор А.М. Акопянц является директором ИМСТИЯ, кандидат пед. наук, доцент Е.Н. Пронченко является директором ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент Э.Г. Тен является заместителем директора ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент М.А. Бодоньи - доцент Новороссийского филиала ПГЛУ; кандидат пед. наук, доцент А.В. Вартанов является руководителем технобизнеспарка ПГЛУ, помощником ректора по управлению инновационной деятельностью и коммерциализации инноваций. Бывшие аспиранты стали основателями новых научно-методических школ, которые проводят исследования по актуальным проблемам обучения межкультурной коммуникации, формирования иноязычной коммуникативной компетенции в заданных условиях, теоретического обоснования рациональной методики обучения иностранным языкам и культурам. Так, кандидат пед. наук, профессор Т.Д. Шевченко плодотворно разрабатывала проблемы совершенствования лингводидактической подготовки учителя иностранных языков и культур, обучения рациональному иноязычному чтению. Кандидат пед. наук, доцент А.В. Вартанов формирует свою научную школу, разрабатывает концепцию рецептивного страноведения.
Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.

2.     Место философии в системе наук.

3.     Проблема единства мира.

4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).

5.     Гуманистический период античной философии.

6.     Период синтеза античной философии (классический период).

7.     Философия Фомы Аквинского.

8.     Философия Декарта.

9.     Философия Спинозы.

10.   Философия Лейбница.

11.   Английский эмпиризм XVIII века.

12.   Философия Канта.

13.   Философия Гегеля.

14.   Антропологический материализм Фейербаха.

15.   Марксистская философия.

16.   Философия жизни.

17.   Экзистенциализм.

18.   Позитивизм.

19.   Феноменология Гуссерля.

20.   Философская герменевтика.

21.   Западники и славянофилы в русской философии.

22.   Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.

23.   Пространство и время.

24.   Диалектика и ее альтернативы.

25.   Основные принципы материалистической диалектики.

26.   Основные законы диалектики.

27.   Основные категории диалектики.

28.   Виды знания.

29.   Диалектика абсолютной и относительной истины.

30.   Единство чувственного и рационального в познании.

31.   Роль практики в познании.

32.   Методы научного познания.

33.   Происхождение сознания.

34.   Активность сознания.

35.   Сознание и самосознание.

36.   Проблема человека в философии.

37.   Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.

38.   Общество как объект философского анализа.

39.   Философия истории.

40.   Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

41.   Критерии общественного прогресса.

42.   Философские проблемы культуры.

43.   Глобальные проблемы современности.

44.   Формирование и развитие философии в России.


Вопросы к вступительному испытанию по профилю
«Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»:

1.     Цели и содержание языковой политики в области лингвистического образования на современном этапе. Основные тенденции развития языковой политики.

2.     Теория обучения иностранным языкам как комплексная наука

3.     Личностно-деятельностный и компетентностный подходы в обучении иностранным языкам. 

4.     Коммуникативный подход к обучению ИЯ: история и современное состояние.

5.     Социокультурный и межкультурный подходы в обучении иностранным языкам.

6.     Анализ основных этапов развития отечественной методики обучения иностранным языкам.

7.     Анализ основных этапов развития методики обучения иностранным языкам за рубежом. 

8.     Традиционные и инновационные средства обучения иностранным языкам.

9.     Принципы и методы обучения иностранным языкам в разных образовательных условиях

10.   Учебно-методические комплексы по языкам в школе и вуз

11.   Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам.

12.   Языковая личность как центральная категория лингводидактики.

13.   Языковая политика в области лингвистического образования.

14.    Иностранный язык как объект овладения и обучения.

15.    Проблема формирования «коммуникативной» и «межкультурной» компетенции в лингводидактике.

16.    Проблема стандартизации средств контроля уровня развития коммуникативной компетенции.

17.    Текст как объект коммуникативной деятельности человека.

18.    Методика обучения иностранным языкам как наука.

19.    Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория.

20.    Проблемы содержания обучения иностранным языкам.

21.    Принципы обучения иностранным языкам как концептуальные положения методической системы.

22.    Методы и приемы обучения иностранным языкам.

23.    Речевая деятельность, ее виды, формы и структура.

24.    Упражнение как основное средство обучения всем видам речевой деятельности и аспектам языка.

25.    Проблемы формирования иноязычных слухо-произносительных навыков в различных условиях.

26.    Проблемы формирования лексических навыков.

27.    Проблемы формирования иноязычных грамматических навыков.

28.    Проблемы обучения устному общению.

29.    Проблемы обучения чтению на иностранном языке.

30.    Проблемы обучения письму и письменной речи на иностранном языке.

31.    Проблемы обучения пониманию иностранной речи на слух.

32.    Внеурочные формы, способы и методы организации процесса обучения иностранному языку.

33.    Современные концепции учебника по иностранному языку.

34.    История методов обучения иностранным языкам в России.

35.    Современные направления в методике обучения иностранным языкам.

36.    Проблемы обучения второму иностранному языку в средней школе и вузе.

37.    История зарубежной методики.

38.    Проблемы формирования профессиональной компетенции учителя иностранного языка на современном этапе.

39.    Проблемы организации самостоятельной работы по иностранному языку в средней школе и вузе.

40.    Урок иностранного языка как основная организационная форма обучения.
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку