19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержанием специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности; исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.

Области исследований

1. Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека. 2. Разработка и анализ основ общепсихологического и историко-психологического исследования. 3. Эволюция психики в филогенезе. 4. Особенности психики и поведения разных видов животных. 5. Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе, социогенезе и персоногенезе. 6. Историческое развитие психических процессов, сознания и личности. 7. Психофизическая проблема. 8. Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология. 9. Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления. Практическое мышление в сложных системах. 10. Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности. 11. Построение моделей психической реальности. Требования к психологическим моделям. Возможности моделирования психической реальности. Малопараметрические модели. 12. Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы исследования внимания и памяти. 13. Психологические проблемы общения и коммуникации. Психолингвистика. 14. Психосемантика. Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Психология смысла. Смысловая регуляция поведения личности. Психология экзистенциальных проблем. Психология жизни и смерти. 15. Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта. Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс. Реакция на фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания 16. Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен борьбы мотивов. 17. Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование. Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации, интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и познавательные процессы. Смыслообразование. Мотивация достижения. Мотивация служения. Направленность и ее системообразующая роль. 18. Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Рефлексивные процессы. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. 19. Бессознательное. Психологическая защита. Психология половых различий. Психология сексуальности. 20. Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование. 21. Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная связь в исполнительных процессах. 22. Операции, их освоение. Формирование и перенос навыка. Моторные структуры. 23. Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды деятельности. Психология активности. Надситуативная активность. 24. Действия. Цели и целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений. Уровень притязаний. Психология ошибки. 25. Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа. Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное, техническое и другие виды творчества). Развитие способностей. 26. Система ментальных качеств и их диагностика: способности, одаренность, интеллект, талант, гениальность. 27. Психогенетика и психология индивидуальных различий. Генетические предпосылки способностей. 28. Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и типология характера. Акцентуация характера, их диагностика. 29. Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт. 30. Индивидуальный стиль деятельности. Стили общения, активности, саморетуляции. Когнитивные стили и когнитивный контроль. Эмоциональные стили. 31. Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория Движущие силы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость. Норма и патология личности, Психологическое здоровье личности. 32. Индивид, личность, индивидуальность. 33. Проблема субъекта в психологии. 34. Жизненный путь, его структура и периодизация. Субъективная картина жизненного пути. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Образ жизни и стиль жизни. 35. Психология отношений. Психология установки. 36. Социальное конструирование психологических понятий. Психология научных открытий. Влияние социокультурного и исторического контекста на развитие психологических воззрений. Психологические воззрения в донаучный период развития психологии. История отечественной и зарубежной психологии. История отечественной и зарубежной психологии. Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его психологических воззрений. 37. Историческая психология. Этнопсихология. 38. Психология культурных явлений. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы. 39. Психологические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание, и личность человека. Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером. Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях. 40. Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в психологической науке. 41. Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии, методологии и теории. Разработка методов диагностики психических реальностей. Критерии оценки психологических теорий.

Отрасль наук

психологические науки

Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.
2.     Место философии в системе наук.
3.     Проблема единства мира.
4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).
5.     Гуманистический период античной философии.
6.     Период синтеза античной философии (классический период).
7.     Философия Фомы Аквинского.
8.     Философия Декарта.
9.     Философия Спинозы.
10.  Философия Лейбница.
11.  Английский эмпиризм XVIII века.
12.  Философия Канта.
13.  Философия Гегеля.
14.  Антропологический материализм Фейербаха.
15.  Марксистская философия.
16.  Философия жизни.
17.  Экзистенциализм.
18.  Позитивизм.
19.  Феноменология Гуссерля.
20.  Философская герменевтика.
21.  Западники и славянофилы в русской философии.
22.  Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.
23.  Пространство и время.
24.  Диалектика и ее альтернативы.
25.  Основные принципы материалистической диалектики.
26.  Основные законы диалектики.
27.  Основные категории диалектики.
28.  Виды знания.
29.  Диалектика абсолютной и относительной истины.
30.  Единство чувственного и рационального в познании.
31.  Роль практики в познании.
32.  Методы научного познания.
33.  Происхождение сознания.
34.  Активность сознания.
35.  Сознание и самосознание.
36.  Проблема человека в философии.
37.  Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.
38.  Общество как объект философского анализа.
39.  Философия истории.
40.  Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
41.  Критерии общественного прогресса.
42.  Философские проблемы культуры.
43.  Глобальные проблемы современности.
44.  Формирование и развитие философии в России.

Вопросы к вступительному испытанию по профилю "Общая психология, психология личности, история психологии":
  1. Критерии диагностики способностей.
  2. Навыки и условия их формирования.
  3. Значение психологии в системе наук о человеке.
  4. Управление эмоциями и чувствами.
  5. Характеристика социальных групп.
  6. Психологические условия логического и механического запоминания.
  7. Специфика психического отражения действия.
  8. Психология обращенной речи.
  9. Характеристика межличностных отношений.
  10. Восприятие, личность и общение.
  11. Объективные и субъективные методы психологии.
  12. Функции речи.
  13. Отличительные признаки свойств характера.
  14. Понимание речи.
  15. Развитие способностей.
  16. Специфика человеческой деятельности.
  17. Взаимосвязь отношений личности и частных мотивов деятельности.
  18. Виды мышления.
  19. Мозг и психика.
  20. Общие закономерности чувств человека.
  21. Взаимосвязь личности и общества.
  22. Психологические условия произвольного и непроизвольного запоминания.
  23. Взаимосвязь органических потребностей и отношений личности.
  24. Субъективные условия восприятия.
  25. Структура способностей.
  26. Сознание и деятельность. Подходы и факты.
  27. Происхождение типов темперамента.
  28. Закон Вебера – Фехнера. Поправка Стивенса.
  29. Психологическая характеристика уровня притязаний личности.
  30. Разновидности эмоциональных состояний человека.
  31. Общие условия формирования человека.
  32. Общение как специфический вид деятельности. Основные функции общения.
  33. Разновидности мотивов деятельности.
  34. Роль интуиции в мышлении.
  35. Отношения и направленность личности.
  36. Мышление, личность, общение.
  37. Речь и личность.
  38. О сознательном и бессознательном в психике человека.
  39. Роль установки Узнадзе в формировании характера.
  40. Роль общения в развитии психики и сознания человека.
  41. Психика и деятельность.
  42. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
  43. Общее понятие о способностях.
  44. Взаимодействие навыков.
  45. Взаимосвязь характера и темперамента.
  46. Психологические условия общения. Идентификация и ее разновидности.
  47. Взаимосвязь интересов, склонностей и отношений личности.
  48. Отличительные признаки мышления.
  49. Общая характеристика типов направленности личности.
  50. Забывание, кривая забывания по Эббингаузу. Реминисценция.
  51. Структура и типология характера.
  52. Познавательная идентификация. Социальная перцепция.
  53. Свойства структуры характера.
  54. Эмоциональная идентификация. Эмпатия.
  55. Современные учения о темпераменте.
  56. Понятие о восприятии.
  57. Отличительные признаки темперамента и его свойства.
  58. Разновидности речи.
  59. Темперамент и деятельность.
  60. Стресс и условия его возникновения.
  61. Понятие об индивидуальности в психологии.
  62. Понятие о речи.
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку