19.00.07 Педагогическая психология

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержанием специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология» является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса; исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Области исследований

1. Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие. 2. Психология образовательной среды. 3. Психология учебной деятельности, учения. 4. Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности. 5. Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся. 6. Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогического контроля (педагогическая психодиагностика). 7. Психологические условия эффективности педагогического воздействия. 8. Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса. 9. Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды. 10. Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений. 11. Психологические особенности различных типов обучения.

Отрасль наук

психологические пауки

Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.
2.     Место философии в системе наук.
3.     Проблема единства мира.
4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).
5.     Гуманистический период античной философии.
6.     Период синтеза античной философии (классический период).
7.     Философия Фомы Аквинского.
8.     Философия Декарта.
9.     Философия Спинозы.
10.  Философия Лейбница.
11.  Английский эмпиризм XVIII века.
12.  Философия Канта.
13.  Философия Гегеля.
14.  Антропологический материализм Фейербаха.
15.  Марксистская философия.
16.  Философия жизни.
17.  Экзистенциализм.
18.  Позитивизм.
19.  Феноменология Гуссерля.
20.  Философская герменевтика.
21.  Западники и славянофилы в русской философии.
22.  Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.
23.  Пространство и время.
24.  Диалектика и ее альтернативы.
25.  Основные принципы материалистической диалектики.
26.  Основные законы диалектики.
27.  Основные категории диалектики.
28.  Виды знания.
29.  Диалектика абсолютной и относительной истины.
30.  Единство чувственного и рационального в познании.
31.  Роль практики в познании.
32.  Методы научного познания.
33.  Происхождение сознания.
34.  Активность сознания.
35.  Сознание и самосознание.
36.  Проблема человека в философии.
37.  Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.
38.  Общество как объект философского анализа.
39.  Философия истории.
40.  Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
41.  Критерии общественного прогресса.
42.  Философские проблемы культуры.
43.  Глобальные проблемы современности.
44.  Формирование и развитие философии в России.


Вопросы к вступительному испытанию по профилю "Педагогическая психология":

  1. Закономерности развития психики.
  2. Основные предпосылки и направления компьютеризации образования.
  3. Роль наследственности и среды в развитии психики.
  4. Структура педагогических способностей и условий их становления.
  5. Роль сензитивных периодов и кризисов в психическом развитии.
  6. Психология отношений учителя с учащимися.
  7. Основные принципы творческого обучения.
  8. Особенности личности и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.
  9. Основные проблемы педагогической психологии: их состояние и сферы применения.
  10. Психологические особенности семейного воспитания.
  11. Источники, движущие силы и условия психического развития.
  12. Индивидуальное восприятие и обучения.
  13. Категория общения в возрастной психологии.
  14. Психологические особенности выбора профессии.
  15. Психологические закономерности развития личности и сознание на разных возрастных этапах.
  16. Психологические проблемы полового воспитания.
  17. Основные теории зарубежной возрастной психологии (бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивная психология, психоанализ).
  18. Информационная технология образования.
  19. Психология образовательной среды.
  20. Психология педагогического контроля.
  21. Взаимосвязь обучения, воспитания и психического развития.
  22. Психологическая диагностика эвристических способностей учащихся.
  23. Принципы теории периодизации психического развития.
  24. Психологическая природа и развитие общих и специальных способностей в обучении.
  25. Теория обучения и развития в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
  26. Мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения.
  27. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
  28. Психические требования к учебному диалогу в системе: «Ученик – персональный компьютер».
  29. Интегральная характеристика подростка.
  30. Психологические основы развивающего обучения.
  31. Теории подросткового возраста в зарубежной психологии.
  32. Пути повышения эффективности усвоения знаний.
  33. Интегральная индивидуальность ранней юности.
  34. Диагностика и развитие креативного мышления.
  35. Психологические проблемы и условия воспитания творческой личности.
  36. Принципы психологической диагностики качества знаний.
  37. Психологические условия и психологические трудности профессионального самоопределения старшеклассников.
  38. Психологические механизмы усвоения знаний, умений и навыков.
  39. Интегральная характеристика студенческого возраста.
  40. Педагогическая психология в системе психологической науки.
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку