10.02.04 Германские языки (Немецкий)

Паспорт специальности

Формула специальности

Содержанием специальности 10.02.04 – «Германские языки» является исследование теоретических и функциональных аспектов языков германской группы, их развития, современного состояния и особенностей функционирования, общности происхождения. К германским языкам относятся языки следующих подгрупп: - северной (шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский языки); - западной (английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, фризский языки и идиш, африкаанс); - восточной (готский, бургундский, вандальский, гепидский, герульский языки). Исследование в рамках специальности проводятся как на основе исторического подхода, так и в русле современных научных парадигм.

Области исследований

- основные этапы и направления становления и развития германских языков; - исторические особенности развития диалектов германских языков; - исследование закономерностей происхождения и формирования основных групп германских языков, их самостоятельного развития на разных этапах их становления и развития; - основные переходы германских языков к их современным особенностям; - особенности функционирования различных групп германских языков; - общие и индивидуальные тенденции развития германских языков; - слово, как основа единства языка, типы лексических единиц, структура словарного состава, функционирование лексических единиц, развитие и пополнение словарного состава, лексика и внеязыковая действительность, лексикологические категории, фразеология, синтаксический строй, особенности стилистического воздействия и экспрессивных средств германских языков; - становление лингвистических систем германских языков; - корпусные исследования германских языков; - исследование особенностей использования сопоставлений на разных уровнях, выявление особенностей восприятия, употребления, типичных лингвокультурных ошибок и особенностей использования в разных языковых общностях; - проблемы передачи различных языковых явлений в разных языках, в переводах с германских языков на родной и обратно; - проблемы классификации лексических единиц и фонем; - методы исследования лексических единиц.

Отрасль наук

филологические науки

История становления и развития научной школы
В 1967 году три активных лингвиста, кандидаты филологических наук Т.М. Недялкова, Ю.Г. Татишвили и Л.Г. Фридман стояли у истоков открытия аспирантуры по специальности 10.02.04 - «Германские языки».
Леонид Григорьевич Фридман по праву считается патриархом науки ПГЛУ. Он был в 60-е годы одним из основоположников нового в то время направления лингвистики текста и опубликовал по этой проблематике десятки работ в СССР и в Германии. Его аспирантуру прошли многие сегодняшние доценты университета и других вузов Юга России.
За время существования аспирантуры защищено более 60 кандидатских диссертаций.
Фундаментальные исследования учёных первого поколения заложили основу новых научных направлений:
•    теории и лингвистики текста;
•    социопрагматики;
•    лексической семантики.
Все эти фундаментальные исследования сопровождались прикладными научными работами, в которых развивалась, уточнялась и применялась та научная база, которая складывалась в ходе научных работ, под руководством профессоров В.П. Литвинова, А.К. Драганова, Б.А. Малинина, Е.А. Лозинской, М.Е. Морозовой., в результате чего на факультете немецкого языка  сложился целый ряд научных школ и направлений:
1. Школа теории и лингвистики текста профессора Фридмана Л.Г. (проф. Лозинская Е.А., проф. Белова В.Ф., доц. Ипеева В.П., доц. Устина Н.В. и др.) – одна из ведущих школ, рассматривающая в качестве единственной полноправной единицы общения цельный, связный и завершенный текст и изучающая закономерности его создания и функционирования в коммуникативном процессе. Научные достижения этой школы зафиксированы во многих монографиях, в том числе «Модальность как коммуникативная категория» (проф. Лозинская Е.А.), «Синергетика повтора как энергия движения смысла» (доц. Устина Н.В.), «Лингвистические особенности языка права (на материале немецкого языка)» (проф. Лозинская Е.А., проф. Белова В.Ф.) и научно-публицистических статьях.
2. «Школа лингвистической семантики» профессора Литвинова В.П. (семантическая типология языков) (проф. Янукян Т.Г., доц. Карасёв О.В., доц. Белова В.Ф., доц. Зимов Д.И., доц. Радченко В.И., доц. Мирзаханова А.Э.). Основные результаты деятельности этой школы связаны с построением семантических метаязыков, новых разговорников семантических алгоритмов, моделей общения, выполнением семантических универсалий.
3. «Школа лексической семантики» профессора Малинина Б.А.(доц. Коломиец Е.А., доц. Сохань А.А.. доц. Шавкун Н.С.) В русле этой школы защищено 13 кандидатских диссертаций. В 2005 г. выпущен в издательстве «Запад-Восток» русско-немецкий словарь современного молодежного жаргона (Коломиец Е. А.). В 2011 году вышла монография на немецком языке «Практические проблемы немецкого словообразования» (Малинин Б.А., Шавкун Н.С.), в 2012 в издательстве LAP LAMBERT Academic Publishing вышла монография «Экзоцентрическое словосложение в немецкой обиходной разговорной речи» (Малинин Б.А., Нагамова Н.В.).
4. Школа «Социопрагматические исследования в лингвистике» профессора Драганова А.К. (проф. Донскова О.А., проф. Морозова М.Е.). Школа возникла как реакция на догмы традиционной стилистики, преследует цель - выявить и описать социально мотивированные аспекты прагматики автора и получателя текста (художественного, газетного/медийного, рекламного) в акте коммуникации.
По этому направлению защищены 15 кандидатских диссертаций.
Выпускники аспирантуры по специальности 10.02.04. работают не только в вузах России (Москвы, Иркутска, Пятигорска, Ставрополя, Сочи, Армавира, Краснодара, Грозного и т.д.), но и за рубежом в США, Франции, Японии, Никарагуа, Туркмении.
Вопросы вступительных испытаний

Вопросы к вступительному экзамену по философии:

1.     Философия как мировоззрение. Философия и религия.
2.     Место философии в системе наук.
3.     Проблема единства мира.
4.     Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»).
5.     Гуманистический период античной философии.
6.     Период синтеза античной философии (классический период).
7.     Философия Фомы Аквинского.
8.     Философия Декарта.
9.     Философия Спинозы.
10.  Философия Лейбница.
11.  Английский эмпиризм XVIII века.
12.  Философия Канта.
13.  Философия Гегеля.
14.  Антропологический материализм Фейербаха.
15.  Марксистская философия.
16.  Философия жизни.
17.  Экзистенциализм.
18.  Позитивизм.
19.  Феноменология Гуссерля.
20.  Философская герменевтика.
21.  Западники и славянофилы в русской философии.
22.  Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки.
23.  Пространство и время.
24.  Диалектика и ее альтернативы.
25.  Основные принципы материалистической диалектики.
26.  Основные законы диалектики.
27.  Основные категории диалектики.
28.  Виды знания.
29.  Диалектика абсолютной и относительной истины.
30.  Единство чувственного и рационального в познании.
31.  Роль практики в познании.
32.  Методы научного познания.
33.  Происхождение сознания.
34.  Активность сознания.
35.  Сознание и самосознание.
36.  Проблема человека в философии.
37.  Личность и общество. Свобода личности и отчуждение.
38.  Общество как объект философского анализа.
39.  Философия истории.
40.  Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
41.  Критерии общественного прогресса.
42.  Философские проблемы культуры.
43.  Глобальные проблемы современности.
44.  Формирование и развитие философии в России.

Вопросы к вступительному испытанию по профилю
«Германские языки (немецкий)»:
Грамматика
  1. Морфология. Морфологические категории
  2. Синтаксис. Синтаксические структуры
  3. Категориальный состав немецкого глагола
  4. Категориальный состав немецкого существительного и прилагательного
  5. Категория времени глагола
  6. Категория наклонения глагола
  7. Категория определенности/неопределенности времени
  8. Немецкое словосочетание
  9. Немецкое предложение
  10. Сложное предложение в немецком языке (паратаксис, гипотаксис)
Лексикология
  1. Слово как единица именования
  2. Устойчивое словосочетание и фразеологизм
  3. Лексикография: типы словарей
  4. Исторические изменения в значении слова
  5. Заимствования в немецком языке
  6. Диалектная дифференциация лексики
  7. Социальная дифференциация лексики
  8. Понятие лексико-семантического поля
  9. Немецкое словообразование
  10. Сложные слова в немецком языке
Программы вступительных испытаний Скачать
Научные руководители

Возврат к списку