Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания

Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания образована 01 июня 2014 методом объединение кафедры педагогики и кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

Приоритетными задачами кафедры являются:

  • определение основных направлений учебно-методической работы;

  • определение направлений НИР;

  • повышение публикационной активности всех членов кафедры.

Заведующий кафедрой – Барышников Николай Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; отличник народного просвещения; действительный член Академии педагогических и социальных наук; действительный член Международной Академии наук педагогического образования; кавалер французского Ордена академических пальм.

Н.В. Барышниковым разработаны новые научные направления в отечественной методике обучения иностранным языкам: 1) этническая лингводидактика, адекватная условиям регионов этнического разнообразия, поликультурности и многоязычия; 2) мультилингводидактика как дидактика многоязычия. Под научным руководством Н.В. Барышникова в ПГУ осуществляется крупномасштабный долговременный обучающий эксперимент по овладению студентами четырьмя иностранными языками. Н.В. Барышников – автор более 150 научных работ, в том числе: «Обучение иностранным языкам: вопросы и ответы», «Методика обучения второму иностранному языку в средней школе», «Что вы об этом думаете?» – практикум речевого общения на французском языке для студентов старших курсов вузов и факультетов лингвистического профиля (в соавторстве), «Профессиональная межкультурная коммуникация» (монография), «Основы профессиональной межкультурной коммуникации» (учебник).

Под научным руководством Н.В.Барышникова защищены 2 докторских и 43 кандидатских диссертаций.

История становления и развития научной школы
44.06.01 Образование и педагогические науки
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования функционирует более 30 лет, с 1980 года.

7 июля 1939 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР в г. Пятигорске педагогическое училище реорганизовано в педагогический и учительский институт, как самостоятельное высшее учебное заведение с тремя факультетами: физико-математический, исторический и русского языка и литературы.

Руководство ПГПИ в лице директора Чеканова Василия Тихоновича и его заместителя по учебной и научной работе профессора Васильева Всеволода Александровича большое внимание уделяло профессорско-преподавательскому персоналу факультетских и межфакультетских кафедр. Одной из последних, которая функционировала с первого дня работы вуза – кафедра педагогики и психологии. В 1969 году кафедра разделена на две самостоятельные: педагогики и психологии.

С 2014 года кафедра преобразована в кафедру межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания.

Научное руководство аспирантами по научной специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования осуществляют:

Лезина Валерия Владимировна – доктор педагогических наук, профессор;

Лидак Людмила Валентиновна – доктор психологических наук, профессор;

Супрунова Людмила Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор;

Айрапетова В.В. – кандидат педагогических наук, профессор.

История становления и развития научной школы
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)

Аспирантура в ПГУ по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) функционирует с 1969 года. В тот период времени аспирантами руководил заведующий кафедрой методики обучения иностранным языкам канд. пед. наук, доцент Б.Д. Лемперт. После достаточно продолжительного перерыва аспирантура вновь возобновила свою деятельность с приходом на кафедру Н.В. Барышникова, по инициативе которого была фактически заново открыта аспирантура в 1993 году. В 2003 году на кафедре открыта докторантура по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки). За этот, фактически короткий период времени, аспирантура функционировала весьма результативно.

Всего защищено 56 кандидатских и 2 докторских диссертаций, в том числе:

под руководством

кандидата педагогических наук, доцента Б.Д. Лемперта – 1;

доктора пед. наук, профессора Н.В. Барышникова защищено кандидатских диссертаций – 43, докторских – 2;

доцента М.А. Бодоньи – 1;

доцента И.Д. Ибрагимова – 1;

профессора О.В. Сухих – 4;

профессора Т.Д. Шевченко – 3;

профессора А.П. Моисеева – 1;

доцента Е.В. Виноградовой – 1;

доцента Г.П. Шарапкиной – 1.

Бывшие аспиранты и соискатели в основном творческие личности, свободно владеющие категориями инновационного мышления. Выпускники аспирантуры креативно преподают иностранные языки в высших учебных заведениях Москвы, Ставрополя, Армавира, Ейска, Новороссийска, Пятигорска, Нальчика, Махачкалы, Владикавказа, др. городах страны. Среди выпускников аспирантуры имеется целая когорта, занимающих высокие должности в ПГУ: доктор пед. наук, профессор А.М. Акопянц является директором Института иностранных языков и международного туризма, кандидат пед. наук, доцент Е.Н. Пронченко является директором ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент Э.Г. Тен является заместителем директора ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент М.А. Бодоньи – доцент Кубанского государственного университета; кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов является проректором по управлению развитием инновационной среды, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и региональному взаимодействию, кандидат пед. наук, доцент О.Е. Иванова – заместитель директора ИПиМ по многоязычию. Бывшие аспиранты стали основателями новых научно-методических школ, которые проводят исследования по актуальным проблемам обучения межкультурной коммуникации, формирования иноязычной коммуникативной компетенции в заданных условиях, теоретического обоснования рациональной методики обучения иностранным языкам и культурам. Кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов формирует свою научную школу, разрабатывает концепцию дидактики многоязычия, профессиональной подготовки учителя многоязычия.



Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания образована 01 июня 2014 года методом укрупнения структурных подразделений, а именно объединение кафедры педагогики и кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

2014-2015 учебный год является первым этапом становления кафедры нового формата.

Приоритетными задачами первого этапа становления являются:

- определение основных направлений учебно-методической работы;
- определение направлений НИР;
- повышение публикационной активности всех членов кафедры.

Положение о кафедре ФГБОУ ВО "ПГУ"

Номер документа: 12
Дата утверждения: 23.06.2016
- Задания
- Образовательные файлы
- Вопросы в тестах
- Кол-во wiki
- Терминов в справочниках
Название Преподаватели
4.7 4.8 Практикум по межкультурной коммуникации Ярмина Татьяна Николаевна
5 6 0 0 0
Активные методы обучения в инновационном образовании 0 5 20 0 0
Введение в теорию межкультур. коммуникации 0 0 0 0 0
Введение в теорию межкультурной коммуникации - 4 курс (Фан и Фар) Красножонова Екатерина Сергеевна
47 11 0 0 39
Введение в теорию межкультурной коммуникации_02 Вартанов Армен Владимирович
9 9 0 0 0
Введение в теорию межкультурной коммуникации. Тен Элеонора Геннадиевна
9 0 0 0 0
Дошкольная педагогика. 56 10 0 0 0
ЗЛ Красножонова Екатерина Сергеевна
7 4 0 0 0
Инновационные процессы в образовании Лидак Людмила Валентиновна
4 2 0 0 0
Инновационные технологии в вузе (ИПКВК) Супрунова Людмила Леонидовна
8 13 0 0 0
История и философия науки_02 0 4 0 0 0
История методов обучения ИЯ Барышников Николай Васильевич
0 0 0 0 0
КиМВ Красножонова Екатерина Сергеевна
17 20 18 0 84
Курсовая работа (Вартанов А.В.)_2 Вартанов Армен Владимирович
7 1 0 0 0
Курсовая работа по практикуму по межкультурной коммуникации Вартанов Армен Владимирович
7 1 0 0 0
Курсовые и ВКР 4 курс ИПиМ Иванова Оксана Евгеньевна
1 0 0 0 0
Лингводидактика 1 28 22 0 3
Методика преподавания иностранного языка Вартанов Армен Владимирович
10 2 0 0 0
Методика преподавания ИЯ 2015-2016 Иванова Оксана Евгеньевна
32 31 1 0 0
Методология научного исследования_06 0 4 10 0 0
МПИЯ Иванова Оксана Евгеньевна
Тен Элеонора Геннадиевна
19 10 0 0 1
МПИЯ ( 4 курс) Красножонова Екатерина Сергеевна
51 48 23 0 112
МПИЯ (3 курс) Тен Элеонора Геннадиевна
20 15 0 0 0
Научно-исследовательский семинар_03 Барышников Николай Васильевич
0 0 0 0 0
Научно-исследовательский семинар_10 0 4 24 0 0
Общая педагогика, история педагогики и образования 0 6 20 0 0
Основы культурной политики 0 0 0 0 0
Основы межкультурной коммуникации - 4 курс (Фан и Фар) Красножонова Екатерина Сергеевна
56 24 0 0 161
Основы педагогической инноватики Лидак Людмила Валентиновна
1 1 0 0 0
Основы профессиональной межкультурной коммуникации Бехтева Надежда Николаевна
0 0 0 0 0
Основы социального образования 43 16 0 1 1
Основы теории межкультурной коммуникации Вартанов Армен Владимирович
9 9 0 0 0
Основы теории межкультурной коммуникации (Манагаров Р.В.) 0 0 0 0 0
ОТ2ИЯ 0 0 0 0 0
Педагогика 2017-2018 Иванова Оксана Евгеньевна
8 9 0 0 0
Педагогика высшей школы 0 4 15 0 0
Педагогика высшей школы_02 Супрунова Людмила Леонидовна
9 7 0 0 0
Педагогика детского движения Красножонова Екатерина Сергеевна
6 12 0 0 70
Педагогика и психология высшей школы (педагогика) 44 10 0 0 0
Педагогика игры 14 1 0 0 0
Педагогика_10 Иванова Оксана Евгеньевна
0 0 0 0 0
Педагогика. 46 25 20 0 88
Педагогическая антропология (история педагогики) 69 17 1 3 24
Педагогическая антропология (история педагогики)_02 Красножонова Екатерина Сергеевна
30 55 0 0 829
Педагогическая антропология (педагогика) 0 0 0 0 0
Педагогическая антропология (педагогика) 2.4 3.5 57 24 0 0 318
Педагогическая антропология (современные педагогические технологии) 54 10 0 0 0
Педагогическая инноватика 0 5 25 0 0
Педагогическое общение Красножонова Екатерина Сергеевна
47 42 0 0 127
ПКРО1ИЯ перевод Ярмина Татьяна Николаевна
2 4 0 0 0
Поликультурное образование 49 11 0 0 0
Поликультурное образование_02 Супрунова Людмила Леонидовна
10 4 0 0 0
Производственная практика_02 0 0 0 0 0
Психология и педагогика (Педагогика) 4 9 0 0 0
Психология и педагогика_02 Красножонова Екатерина Сергеевна
20 31 0 0 0
Современные педагогические технологии Супрунова Людмила Леонидовна
10 9 0 0 0
Современные педагогические технологии в социально-культурной деятельности Супрунова Людмила Леонидовна
9 5 0 0 0
Современные проблемы науки и образования_02 51 10 0 0 0
Социально-педагогическая работа с неформальными организациями 49 10 0 0 0
Социально-педагогическая работа с неформальными организациями_02 Красножонова Екатерина Сергеевна
20 21 0 0 24
Специальная педагогика 57 10 0 0 0
Теория и методика обучения и воспитания иностранным языкам Барышников Николай Васильевич
0 0 0 0 0
Теория межкультурной коммуникации Тен Элеонора Геннадиевна
14 11 0 0 0
Теория обучения иностр. языкам Вартанов Армен Владимирович
0 0 0 0 0
Теория обучения иностран. языкам 0 0 0 0 0
Теория обучения иностранным языкам 0 0 0 0 0
Теория обучения иностранным языкам (4 курс) 0 0 0 0 0
Теория обучения иностранным языкам (Манагаров Р.В.) 1 0 0 0 0
ТОИЯ (5 курс) 1 7 10 0 0

Стратегия атаки «комплимент» в профессиональной межкультурной коммуникации

Attack strategy «compliment» in professional cross-cultural communication

Научный руководитель: Иванова Оксана Евгеньевна
Автор ВКР: Шагинян Анна Наримановна

Условия успешности межкультурного диалога

The Keys to Successful Intercultural Dialogue

Научный руководитель: Барышников Николай Васильевич
Автор ВКР: Кукушкина Наталья Геннадьевна

Межкультурные аспекты ведения переговоров

Intercultural aspects of negotiating

Научный руководитель: Иванова Оксана Евгеньевна
Автор ВКР: Гегин Владислав Николаевич

Технологии использования стратегий коммуникативной атаки с представителями разных культур

Technologies for using strategies of communicative attack with representatives of different cultures

Научный руководитель: Иванова Оксана Евгеньевна
Автор ВКР: Балабанов Георгий Русланович

Лакуна как феномен межкультурной коммуникации

Lacuna as a phenomenon of the cross-cultural communication

Научный руководитель: Хван Игорь Артурович
Автор ВКР: Атмайкина Виктория Олеговна

Диалог культур как мифологема

Dialogue of cultures as a mythologeme

Научный руководитель: Барышников Николай Васильевич
Автор ВКР: Чистикова Вероника Ивановна

Отличительные признаки многоязычной межкультурной коммуникации

Distinctive features of the multilingual intercultural communication

Научный руководитель: Барышников Николай Васильевич
Автор ВКР: Емельянова Виктория Андреевна

Невербальные средства межкультурного диалога

Non-Verbal Means of Intercultural Dialogue

Научный руководитель: Иванова Оксана Евгеньевна
Автор ВКР: Силенко А.В.

Blended learning в обучении английскому языку в средней школе

Blended Learning in the context of teaching English (in upper secondary school)

Научный руководитель: Красножонова Екатерина Сергеевна
Автор ВКР: Шулика Екатерина Геннадьевна

Методика обучения старших школьников контекстуальной догадке при чтении текстов на немецком языке

Context surmise methods of juvenile teaching in Deutsch texts reading

Научный руководитель: Лезина Валерия Владимировна
Автор ВКР: Шипулина Ольга Андреевна

Search reading in French as a means of teaching intercultural competence

Научный руководитель: Тен Элеонора Геннадиевна
Автор ВКР: Хмелева Ксения Александровна

Социокультурный подход к формированию иноязычной лексической компетенции

Sociocultural approach in the forming of the foreign language lexical competence

Научный руководитель: Тен Элеонора Геннадиевна
Автор ВКР: Тагирова Диана Мухарбиевна

Проблема понимания и факторы успешной межкультурной коммуникации русских и испанцев

The problem of understanding and factors of successful intercultural communication of Russians and Spaniards

Научный руководитель: Хван Игорь Артурович
Автор ВКР: Струсовский Семен Геннадьевич

Овладение обучающимися 8 – 9 классов общей средней школы невербальными способами общения с представителями испанской культуры

The graduation thesis is focused in the study of measures that improve the effective acquirement of nonverbal communication modes by students of 8th and 9th grades

Научный руководитель: Лезина Валерия Владимировна
Автор ВКР: Секлецова Кира Владиславовна

Использование электронных средств в обучении письменной коммуникации в 9 классе средней школы

Use of electronic means in training of written communications in 9 form of secondary school

Научный руководитель: Красножонова Екатерина Сергеевна
Автор ВКР: Сарамурзаева Патимат Темирхановна

Технология развития критического мышления при обучении чтению на французском языке

Technology of Developing Critical Thinking in Teaching to Read in French

Научный руководитель: Тен Элеонора Геннадиевна
Автор ВКР: Салех Амина Ахмедовна

Прагмалингводидактический подход к обучению чтению иноязычных газетно-публицистических текстов в старших классах средней общей школы (на материале немецкого языка)

The pragmalingvodidaktic approach in training the reading foreign-language journalese texts in the senior classes of high general school (on German material)

Научный руководитель: Лезина Валерия Владимировна
Автор ВКР: Панина Мария Романовна

Использование кейс-технологий в обучении чтению на испанском языке

Case-technologies using in spanish reading training

Научный руководитель: Лезина Валерия Владимировна
Автор ВКР: Озрокова Диана Андзоровна

Этикетные формы испанского языка как средство развития культуры иноязычной речи (на примере школьников 5 –7 классов)

Spanish etiquette forms as means of cultura development (in example of 5-7 class pupils)

Научный руководитель: Лезина Валерия Владимировна
Автор ВКР: Муссаева Алана

IT–технологии в обучении иностранному языку на среднем этапе общеобразовательной школы

IT-technologies in the context of teaching foreign language in secondary school

Научный руководитель: Красножонова Екатерина Сергеевна
Автор ВКР: Лазаренко Юлия Вячеславовна

Табуированные темы в межкультурной коммуникации

Taboo in Cross-culture Communication

Научный руководитель: Ярмина Татьяна Николаевна
Автор ВКР: Кушхова Мадина Ахмедовна

Этнокультурные аспекты межкультурной коммуникации

Ethnocultural aspects of intercultural communications

Научный руководитель: Красножонова Екатерина Сергеевна
Автор ВКР: Кумратова Зарема Рашидовна

Условия успешности межкультурного диалога

The Keys to Successful Intercultural Dialogue

Научный руководитель: Барышников Николай Васильевич
Автор ВКР: Кукушкина Наталья Геннадьевна

Культурная и языковая картина мира африканского франкофона

Cultural and linguistic picture of the world of African Francophone

Научный руководитель: Красножонова Екатерина Сергеевна
Автор ВКР: Кочкаров Дахир Солтанович

Социокультурные ресурсы сайта slowgerman.сом как средство формирования аудитивной компетенции

Sociocultural resources of the website slowgerman.com as mean of formation of auditive competence

Научный руководитель: Юрченко Дмитрий Владимирович
Автор ВКР: Колючкина Татьяна Владимировна

Тестовые формы контроля при обучении чтению на испанском языке

Test control in the teaching reading in Spanish language

Научный руководитель: Тен Элеонора Геннадиевна
Автор ВКР: Клинчаев Артём Григорьевич

Социально-психологические основы процесса межкультурной коммуникации

Social-psychological basis of the process of intercultural communication

Научный руководитель: Тен Элеонора Геннадиевна
Автор ВКР: Кибизова Стелла Викторовна

Метод драматизации в обучении иностранным языкам

The method of dramatization in teaching foreign languages

Научный руководитель: Ярмина Татьяна Николаевна
Автор ВКР: Кашубина Анастасия Николаевна

Отличительные признаки многоязычной межкультурной коммуникации

Distinctive features of the multilingual intercultural communication

Научный руководитель: Барышников Николай Васильевич
Автор ВКР: Емельянова Виктория Андреевна

Речевые стратегии в межкультурном диалоге

Speaking Strategies in Cross-culture Communication

Научный руководитель: Ярмина Татьяна Николаевна
Автор ВКР: Ельджарова Фатима
В данном разделе представлены научные работы студентов из сборника "Молодая наука".