Научно-образовательно-инновационная лаборатория «Французский нарративный текст: кинематографичность, полисенсорность, образность»

Научная проблема: Процессы смыслопорождения и текстопроизводства в современном нарративном французском тексте.

Цель: Изучение когнитивных механизмов смыслопорождения и текстопроизводства и публикация монографии, отражающей результаты данных исследований.

Актуальность: Современная цивилизация, будучи цивилизацией «зримого образа», рассматривает художественный текст как элемент визуальной культуры, подобный произведениям живописи и кино. С гносеологической точки зрения нарративный текст «наполнен» зрительными образами, а современные технологии усиливают данный процесс, превращая его в визуальную культурную революцию.

При этом, исследованию проблем кинематографического письма уделяется недостаточное внимание, несмотря на его значимость для выявления когнитивных законов в смыслопорождении и текстопродуцировании.

Новизна: До настоящего времени не существует подобных системных исследований влияния визуального фактора на продуцирование художественного нарративного текста.

Методология: Методологической основой исследования являются концепции отечественных и зарубежных лингвистов в области нарратологии и теории текста (В. Пропп, Е.В. Падучева, Ю. Лотман, Ж. Женетт, Ж.-М. Адам, К. Бремон и др.). В ходе работы над проектом использовались структурный и описательный анализ, концептуальный метод, метод функционального анализа и др.

Стратегия проекта:

- Создание проектной группы.
- Выявление современного состояния исследования текста в отечественной и зарубежной лингвистике.
- Определение круга актуальных задач и методов анализа.
- Разработка этапов становления и реализации проекта.
- Разработка программы семинаров и конференций, посвященных изучаемой проблематике.
- Публикация научных статей.
- Проведение семинара-тренинга «Современный художественный текст: визуализация как средство смыслопорождения и структурообразования».
- Проведение семинара-тренинга «Интерпретационная деятельность в межкультурной коммуникации через призму полисенсорного и кинематографического письма» (2010, Астрахань, АГУ)

Значимость: Использование результатов исследования позволит выявить законы конструирования и интерпретации кинематографичных, мультисенсорных и поликодовых текстов. Вписываясь в сферу обширных интересов когнитивных наук, разрабатываемая проблематика отражает процессы сигнификации (смыслопорождения) и концептуализации авторского видения мира в художественных текстах.

Аннотация: Данный проект представляет собой многоуровневое образование, включающее в себя семинар, семинар-тренинг, серию научных статей и монографию. Он рассчитан на совместную работу студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей в исследовательской и практической областях.

Он позволяет распространить новые научные знания, создать новые учебные курсы и выработать у обучающихся навыки научно-исследовательской деятельности. Осуществляемый проект способствует обогащению социо-культурных и профессиональных компетенций обучающихся.

По данной теме:

- защищена докторская диссертация,
- опубликованы две монографии и статьи,
- защищены кандидатские и магистерские диссертации,
- пишутся ВКР и курсовые работы,
- созданы два семинара (семинар-тренинг для студентов «Современный художественный текст: визуализация как средство смыслопорождения и структурообразования» в рамках МИАНО и семинар «Французский нарративный текст: кинематографичность, полисенсорность, образность» для преподавателей в рамках ИИП)
- создан учебный курс «Стилистика текста» для студентов 4 курса ТИМ и ТИП (8 семестр)
- опубликован учебник «Интерпретация текста. Французская новелла»,
- работает лаборатория по исследованию современного текста, которая объединяет преподавателей, магистров, студентов и аспирантов, разрабатывающих данную проблематику.

Положение о научно-образовательно-инновационных лабораториях (НОИЛ) и научно-образовательно-инновационных комплексах (НОИК) ФГБОУ ВО «ПГУ»

Номер документа: 80
Дата утверждения: 20.02.2019
Задачи:

а) исследовать когнитивные процессы в текстопроизводстве,
б) определить влияние кинематографа на художественный текст,
в) выявить киноприемы, заимствованные литературой у кино,
г) изучить средства выражения сенсорности в тексте,
д) проанализировать функции тропов и фигур периферийной пунктуации в тексте.

Результаты:

Реализация проекта позволяет решить ряд задач теоретического и практического характера:

- выявить когнитивные законы текстопродуцирования в поликодовых и кинематографических текстах современных французских авторов,
- определить категории, принимающие участие в порождении структуры и семантики подобного рода текстов,
- провести конференцию, посвященную проблемам текстообразования,
- разработать новый учебный курс для студентов-бакалавров «Актуальные проблемы современной лингвистики. Теория нарративного текста.