Научно-образовательно-инновационная лаборатория «Регионимика Северного Кавказа (этносоциокультурные и лингвокогнитивные характеристики)»

НОИЛ «Регионимика Северного Кавказа (этносоциокультурные и лингвокогнитивные характеристики)» образована в сентябре 1998 года при кафедре русского языка Высшей школы словесности, европейских и восточных языков в соответствии с приказом по ПГЛУ №261-к-а от 26.06.1998 г. С сентября 2017 года НОИЛ функционирует как подразделение отделения словесности и педагогических технологий Института переводоведения и многоязычия ПГУ. Все эти годы лабораторией бессменно руководит доктор филологических наук профессор Александр Архипович Буров.

Создание НОИЛ, целью которой является изучение и обобщение данных регионимического пространства языковой картины мира Северного Кавказа, во многом определяется не только той исключительно значимой интегрирующей ролью, которую призван выполнять на Северном Кавказе русский язык как государственный язык РФ и как средство межнационального общения, но и объективной необходимостью решения социолингвистических и лингвокультурных задач защиты речевой экологии одного из самых сложных полиэтнических регионов России.

На протяжении 2-х десятилетий функционирования НОИЛ «Регионимика Северного Кавказа» в ее деятельности, естественно, доминирует научно-исследовательская составляющая.

В рамках научных исследований на базе ВШСЕиВЯ (филологического факультета) успешно реализуется долгосрочный проект «Русское слово в языковой картине мира Северного Кавказа». За истекший период проведено 9 региональных научно- практических конференций преподавателей, студентов и учителей-словесников с публикацией сборников материалов (д. филол. н. проф. Буров А. А., д. филол. н. доц. Бурова Г.П., д. филол. н доц. Лебединская В.Г., к. филол. н. доц. Шубина Л.В., к. пед. н. доц. Классовская О.А., к. филол. н. доц. Сахно О.С, к.филол.н. ст. преп. Завьялова Ю.Г., к. филол. н. доц. ст. преп. Кубанова А.З., преп. Кулага О.В., к. филол. н., директор МОУ СОШ № 30 г. Пятигорска Костина О.А.( аспирант кафедры русского языка ), асп. Агаджанян А.А. (ныне к. филол. н.), асп. Атаян В.А., асп. Ломова Н.А. (учитель-филолог, г. Минеральные Воды) и др.). Каждая конференция имела тематическую направленность: обобщались наиболее актуальные для этнолингвистической картины мира региона проблемы: речевой портрет русского кавказца, регионимика в историко-этимологическом ракурсе, регионимы КМВ под лингвистическим микроскопом, этноментальные характеристики кавказских регионимов и др.

Так, в выпуск III-ий (Русское слово в языковой картине мира Северного Кавказа: История и современность. Социоэтнические и ментально-психологические характеристики. Мат-лы конференции преподавателей и студентов вузов региона КМВ 25 октября 2007 г. / Под ред. д.ф.н. проф. Бурова А.А. – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – 120 с.) вошли, в частности. следующие материалы. свидетельствующие о плодотворном научно-исследовательском сотрудничестве учителей и учеников на филфаке:

Буров А.А. Языковая картина мира м культурный контекст Северного Кавказа;

Лебединская В.Г. Традиционная метрология этносов Северного Кавказа в контексте метрологического знания разных народов;

Погосян Р.Г. (г. Георгиевск; к. филол. н., бывший аспирант кафедры русского языка) К вопросу о северокавказской топонимике;

Веселова С. (студ. 3 к.) О некоторых топонимах Ставропольского края;

Калиновская Н., Мальцев О. (студ-ты 2 к.) Взаимовлияние русского языка и языков Северного Кавказа;

Москаленко Д. (студ. 2 к.) Эльбрус: к этимологии и истории оронима;

Тарасова М. (студ. 3 к.) О русских и северокавказских эквивалентах имен собственных;

Уварова Т. (студ. 3 к.) Функционирование фольклорной топонимики в ономастическом пространстве Северного Кавказа

и др.

Осенью 2018 года, уже на базе ИПиМ, планируется проведение 10-ой, юбилейной, конференции в рамках указанного проекта, которая по традиции станет международной: планируется участие в ней как студентов из КНР, так и профессора Бургундского университета С. Чугунникова (Дижон, Франция). Выпускник филфака ПГПИИЯ 1990 г., французский профессор Serge Tchougounnikov начиная с 2010 года ежегодно выступает с лекциями по проблемам ономастики и топонимики перед сотрудниками НОИЛ и студентами-филологами ПГУ.

Работа НОИЛ спроецирована и на подготовку диссертационных исследований. Аспиранты кафедры русского языка (ныне – словесности и ПТФО) используют лабораторные материалы при подготовке своих научных трудов. Об этом говорит и тематика ряда диссертаций, готовящихся к защите:

Ломова Н.А., тема диссертации: «Жаргонизация современного русского молодежного языка: социолингвистический и лингворегиональный аспекты»;

Атаян (Авакова) В.А., тема диссертации: «Регионимический феномен   с. Эдиссия Ставропольского края (социолингвокультурное измерение)». Еще будучи студенткой старших курсов, В.А. Атаян опубликовала ряд трудов, имеющих лингводидактическую направленность:

  • Фольклор Эдиссии: черты наивно-бытовой картины мира: Учебное пособие и хрестоматия по регионимике /Составители: Авакова В.А., Буров А.А. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. –50 с. (3 п.л.).

  • Село Эдиссия Ставропольского края в лингвокультурологическом измерении: Учебные материалы /Составители: Авакова В.А., Буров А.А. – Пятигорск. ПГЛУ, 2008. – 30 с.

В русле проблематики НОИЛ блестяще защищена в 2017 году магистерская диссертация выпускницы ВШСЕиВЯ Л. А. Арустамян. Тема: «Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному (на материале историко-культурного пространства Пятигорска)». (Н. рук. проф. А.А. Буров).

Результаты научных исследований, проводимых в НОИЛ, находят отражение во многочисленных публикациях сотрудников на самом различном уровне. Следует отметить некоторые из опубликованных работ. которых представлен регионимический материал:

Монографии:

Буров А.А. Формирование русской языковой картины мира (способы речевой номинации) // Монография. Изд. 2-е, испр. и доп. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. – 305 с. (18 п.л.).

Статьи:

Буров А.А. Северо-Кавказский регион как номинативный текст //   Университетские чтения – 2011. ч. I – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2011 – С. 52 – 59.

Буров А.А., Бурова Г.П. Языковая картина мира Северного Кавказа как поликультурного региона // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства. - Белгород: Изд-во «Белгород», 2014. – С. 22-26. (статья в базе РИНЦ).

Burov A.A.,Kazieva A.M. Kazieva D.A.  Zavrumov Z.A.   Russian PR-text in the multicultural media environment of the Northern Caucasus   // Turkish online journal of design art and communication. - Istanbul: Kultur Univ., 2016.  - P. 3107-3113. (статья в базе SCOPUS).

Атаян В.А. Эдиссийский этнорегиолект: к постановке проблемы дефинирования средства общения жителей с. Эдиссия Ставропольского края// Вестник ПГЛУ. - 2015.- № 2. - С. 263-267. (Ваковская статья).

Буров А.А. Кавказские Минеральные Воды начала XXI века как лингвокультурный текст// Научный вестник АНТОНК. – Пятигорск. – 2002. - № 3-4 (14-15). – С. 62-64.

Буров А.А. Русский язык и гармонизация языковой картины мира поликультурного региона//   Вестник ПГЛУ. − Пятигорск, 2005. −№3-4. − С.52-54.

И др.

Сотрудники лаборатории принимают участие в международных научно-практических конференциях, посвященных региональным проблемам взаимодействия словаря языка и социума.

Это прежде всего ставший традиционным международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки образование, культуру: Россия – Кавказ – мировое сообщество», проводимый уже в течение четверти века на базе ПГУ (ПГЛУ). Так, на VI конгрессе в 2010 году были представлены доклады:

Буров А.А. Русский язык как государственный язык Российской Федерации в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Мир на Северном Кавказе через языки образование, культуру: Россия – Кавказ - мировое сообщество. Материалы VI Международного конгресса 11-15 октября 2010 г. Симпозиум VI. Государственная языковая политика. Русский язык как государственный язык РФ и как средство межнационального; общения.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. − С. 168-170

Кулага О.В. К вопросу о билингвальности народов Северного Кавказа в контексте русской языковой картины мира    // Мир на Северном Кавказе через языки образование, культуру: Россия – Кавказ - мировое сообщество. Материалы VI Международного конгресса 11-15 октября 2010 г. Симпозиум VI. Государственная языковая политика. Русский язык как государственный язык РФ и как средство межнационального общения.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. − С. 199-201.

Кулага О.В. Явление языковой интерференции в условиях полиязыкового региона Северного Кавказа   // Мир на Северном Кавказе через языки образование, культуру: Россия – Кавказ - мировое сообщество. Материалы VI Международного конгресса 11-15 октября 2010 г. Симпозиум ХI. Теоретические и прикладные исследования языков народов мира.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. −С. 23-24.

Кроме того, отметим участие сотрудников НОИЛ в других форумах:

Дижон (Франция).

Burov Alexander, Burova Galina.                   

La «vision langagière du monde» et de l’«identité langagière» dans la linguistique russe (fin XXème-début XXIème siècles) // La «représentation» entre psychologie et linguistique: aux sources de la sémantique contemporaine. Journée d’étude, Université de Bourgogne, Dijon, le 7 octobre 2013.U.F.R. Lettres et Philosophie, 2 bd Gabriel 21000 Dijon.

Ставрополь (Россия).

Буров А.А., Вардугина М.В. Топонимы и гидронимы Кабардино-Балкарской республики //Особенности функционирования и преподавания русского языка в полиэтническом регионе Северного Кавказа. Мат-лы межд. конф.-семинара 21-25 сентября 2010 г. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2010.– С. 32-37. (Материалы доклада подготовлены совместно со ст-кой 5 курса)

Белгород (Россия).

Буров А.А., Бурова Г.П. Регионимика Северного Кавказа и ее место в языковой картине мира // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства: материалы II междунар. науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БГНИУ, 2017. – С. 11-14.        

Пятигорск (Россия)

Буров А.А., Бурова Г.П.

Языковая картина мира Северного Кавказа в контексте евразийского культурного диалога // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: трансфер культур, русско-кавказские связи: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Пятигорск: Изд-во ПГУ, 2017. – С.20-26.

И др.

Представляют интерес и студенческие проекты, разрабатываемые в пространстве деятельности НОИЛ «Регионимика Северного Кавказа (этносоциокультурные и лингвокогнитивные характеристики)». Это, в частности:

Им А.А., Крупянникова А.А., 2 курс. Регионимическая картина мира железнодорожной ветки КМВ: Лингвокультурологический путеводитель по станциям. 2013 год.

Дэн Боюй, 3 курс (КНР). О некоторых гидронимах Кавказского Черноморья. 3 место на смотре-конкурсе инновационных проектов в ПГЛУ, 2013 год.

На ежегодных научно-практических конференциях университета «Молодая наука» студенты, магистранты и аспиранты, являющиеся активными сотрудниками НОИЛ кафедры, представляют свои доклады, обобщая результаты лабораторных исследований. Например:

2010 год:

Вардугина М.В.. 3 к. Топонимы и гилронимы Кабардино-Балкарской Республики (современные подходы к региональной русской языковой картине мира) (науч. рук. проф. А.А. Буров).

2012 год:

Коваленко О.В., 2 к. Этимология названий рек Ставропольского края (науч. рук.   доц. В.Г. Лебединская).

Ли Ян, 4 к. (КНР) Национальные особенности русских имен (науч. рук.   доц. О.А. Классовская).

2014 год:

Ломова Н.А.. асп. Региональный феномен молодежного жаргона (науч. рук. проф. А.А. Буров).   

2015 год:

Атаян В.А.. асп. На каком языке общаются жители села Эдиссия Ставропольского края? (науч. рук. проф. А.А. Буров).   

2016 год:

Арустамян Л.Я., 1 к. маг. Топонимика КМВ: прошлое, настоящее, будущее (науч. рук. проф. Буров А.А.).

Зайкина О.Е., 2 к. Языковые эксперименты М. Аджи («Полынь половецкого поля») (науч. рук. проф. Буров А.А.).

2017 год:

Телкова В И., 2 курс. К вопросу об этимологии русских имен собственных (науч. рук. проф. Буров А.А.).

Результаты научных исследований, проводимых в НОИЛ, находят отражение в учебном процессе по русской филологии. Для студентов специалитета, позднее – бакалавриата. магистрантов и аспирантов (специальность 10.02.01 Русский язык) разработаны и изданы рабочие программы и УМК по дисциплине «Регионимика Северного Кавказа», а также выпущено учебно-методическое пособие: Регионимика Северного Кавказа: Уч. пособие для студентов-филологов. 2-ое издание / Сост. А.А., Буров, В.Г Лебединская. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013. – 129 с.

В этих же целях созданы и научно-методические рекомендации:

Буров А.А., Сахно О.С. Изучение регионимики КМВ в контексте проблемы «Русский язык на северном кавказе» // Русский язык на Северном Кавказе. – Пятигорск, 2002. – С. 37-44. (Материалы подготовлены совместно со ст-кой 3 курса)

Буров А.А. Использование русского языка и национальных языков в условиях многоязычия Северного Кавказа (науч.-мет. рекомендации). Пятигорск,2005, 1 п.л.

Буров А.А.. Кравцова И.В. Краткий словарь урбанонимов г. Черкеска (названия улиц и площадей).   – Пятигорск, 2005. – 44 с. (Материалы подготовлены совместно со ст-кой 5 курса)

Функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях многоязычия Северного Кавказа// Взаимодействие русского и национального языков в поликультурном регионе Северного Кавказа. − Пятигорск, 2006. – С. 16-31. 1 п.л.

Северный Кавказ начала XXI века: проблема лингвокультурного диалога. Аналитический обзор. – Пятигорск, 2007. – 57 с.

Северный Кавказ начала XXI века: проблема лингвокультурного диалога. Аналитический обзор. Часть II. – Пятигорск, 2007. – 51 с.

И др.

Учебно-исследовательская практика студентов

Cтудентам, проходившим учебно-исследовательскую практику, были предложены индивидуальные задания: «Лексические особенности регионимов Ставропольского края», «Информативный диалог», «Фонетические особенности разговорной речи Ессентуков», «Этимология и история топонимов Кавказских Минеральных вод», «Регионимы, отражающие быт, культуру, традиции», целью которых было изучение регионимов с точки зрения особенностей фонетического, лексического, этимологического характер, а также выявления активности и актуальности ( за счёт когнитивных знаний, коннотаций, частотности употребления в живой разговорной речи и встречаемости в словарях русского языка). Индивидуальные задания основаны на концепции развития критического мышления студентов и предполагали самостоятельный творческий поиск ответов на вопросы. Студентами составлялись мини-проекты «Словник регионимов», в которых данные языковые рассматривались с разных точек зрения, в том числе с собственной оценкой, анализом регионимов, краткого, резюмирующего эссе в качестве итога самостоятельного научного исследования.

Результатом учебно-исследовательской практики явилось освоение студентами особенности речи, говоров, диалектов, истории и культурного наследия региона, что позволило сформировать коммуникативную компетенцию студентов-практикантов профессиональной, бытовой, научной и деловой сферах общения. Работы отличала целостность и логичность изложения, содержались факты, интересные примеры, подтверждающие основные положения.

Трое студентов (Сунь Тао, Сунь Юй и Лю Юньлун) получили задания, связанные с исследованием фразеологической системы современного русского языка, традиционно представляющей трудности для восприятия иностранцами. Задания выполнялись в рамках конкурса видеосюжетов по русскому языку «Живой словарь», объявленного справочно-информационным интернет-порталом ГРАМОТА.РУ, призванного расширить границы знаний о русской идиоматике и содействовать распространению научных знаний о происхождении фразеологических единиц русского языка. Результатом практики являлась творческая работа, в которой были приведены основные научные версии возникновения фразеологизма, и короткий видеосюжет, объясняющий значение фразеологического выражения и представляющий собой словарную статью в живом доступном видеоформате.

Студенты I курса очной формы обучения Высшей школы словесности, европейских и восточных языков с заданиями учебно-исследовательской практики успешно справились.

Таким образом, 20-летняя история деятельности НОИЛ «Регионимика Северного Кавказа (этносоциокультурные и лингвокогнитивные характеристики)» свидетельствует о стремлении коллектива кафедры словесности и ПТФО максимально внедрить научные достижения в процесс подготовки высококомпетентного специалиста-филолога. Сегодня стратегической особенностью деятельности лаборатории является поиск новых форматов и механизмов исследования практикоориентированных направлений в изучении регионимической картины мира Северного Кавказа, расширение междисциплинарных связей и географии научных контактов, оптимизация системы и моделей научных исследований по повышению их эффективности, поиск возможностей объединения по направлениям исследований с другими вузами, научными центрами и лабораториями.

Положение о научно-образовательно-инновационных лабораториях (НОИЛ) и научно-образовательно-инновационных комплексах (НОИК) ФГБОУ ВО «ПГУ»

Номер документа: 80
Дата утверждения: 20.02.2019