Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания

Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания образована 01 июня 2014 методом объединение кафедры педагогики и кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

Приоритетными задачами кафедры являются:

  • определение основных направлений учебно-методической работы;

  • определение направлений НИР;

  • повышение публикационной активности всех членов кафедры.

Заведующий кафедрой – Барышников Николай Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; отличник народного просвещения; действительный член Академии педагогических и социальных наук; действительный член Международной Академии наук педагогического образования; кавалер французского Ордена академических пальм.

Н.В. Барышниковым разработаны новые научные направления в отечественной методике обучения иностранным языкам: 1) этническая лингводидактика, адекватная условиям регионов этнического разнообразия, поликультурности и многоязычия; 2) мультилингводидактика как дидактика многоязычия. Под научным руководством Н.В. Барышникова в ПГУ осуществляется крупномасштабный долговременный обучающий эксперимент по овладению студентами четырьмя иностранными языками. Н.В. Барышников – автор более 150 научных работ, в том числе: «Обучение иностранным языкам: вопросы и ответы», «Методика обучения второму иностранному языку в средней школе», «Что вы об этом думаете?» – практикум речевого общения на французском языке для студентов старших курсов вузов и факультетов лингвистического профиля (в соавторстве), «Профессиональная межкультурная коммуникация» (монография), «Основы профессиональной межкультурной коммуникации» (учебник).

Под научным руководством Н.В.Барышникова защищены 2 докторских и 43 кандидатских диссертаций.

История становления и развития научной школы
44.06.01 Образование и педагогические науки
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования функционирует более 30 лет, с 1980 года.

7 июля 1939 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР в г. Пятигорске педагогическое училище реорганизовано в педагогический и учительский институт, как самостоятельное высшее учебное заведение с тремя факультетами: физико-математический, исторический и русского языка и литературы.

Руководство ПГПИ в лице директора Чеканова Василия Тихоновича и его заместителя по учебной и научной работе профессора Васильева Всеволода Александровича большое внимание уделяло профессорско-преподавательскому персоналу факультетских и межфакультетских кафедр. Одной из последних, которая функционировала с первого дня работы вуза – кафедра педагогики и психологии. В 1969 году кафедра разделена на две самостоятельные: педагогики и психологии.

С 2014 года кафедра преобразована в кафедру межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания.

Научное руководство аспирантами по научной специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования осуществляют:

Лезина Валерия Владимировна – доктор педагогических наук, профессор;

Лидак Людмила Валентиновна – доктор психологических наук, профессор;

Супрунова Людмила Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор;

Айрапетова В.В. – кандидат педагогических наук, профессор.

История становления и развития научной школы
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)

Аспирантура в ПГУ по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) функционирует с 1969 года. В тот период времени аспирантами руководил заведующий кафедрой методики обучения иностранным языкам канд. пед. наук, доцент Б.Д. Лемперт. После достаточно продолжительного перерыва аспирантура вновь возобновила свою деятельность с приходом на кафедру Н.В. Барышникова, по инициативе которого была фактически заново открыта аспирантура в 1993 году. В 2003 году на кафедре открыта докторантура по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки). За этот, фактически короткий период времени, аспирантура функционировала весьма результативно.

Всего защищено 56 кандидатских и 2 докторских диссертаций, в том числе:

под руководством

кандидата педагогических наук, доцента Б.Д. Лемперта – 1;

доктора пед. наук, профессора Н.В. Барышникова защищено кандидатских диссертаций – 43, докторских – 2;

доцента М.А. Бодоньи – 1;

доцента И.Д. Ибрагимова – 1;

профессора О.В. Сухих – 4;

профессора Т.Д. Шевченко – 3;

профессора А.П. Моисеева – 1;

доцента Е.В. Виноградовой – 1;

доцента Г.П. Шарапкиной – 1.

Бывшие аспиранты и соискатели в основном творческие личности, свободно владеющие категориями инновационного мышления. Выпускники аспирантуры креативно преподают иностранные языки в высших учебных заведениях Москвы, Ставрополя, Армавира, Ейска, Новороссийска, Пятигорска, Нальчика, Махачкалы, Владикавказа, др. городах страны. Среди выпускников аспирантуры имеется целая когорта, занимающих высокие должности в ПГУ: доктор пед. наук, профессор А.М. Акопянц является директором Института иностранных языков и международного туризма, кандидат пед. наук, доцент Е.Н. Пронченко является директором ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент Э.Г. Тен является заместителем директора ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент М.А. Бодоньи – доцент Кубанского государственного университета; кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов является проректором по управлению развитием инновационной среды, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и региональному взаимодействию, кандидат пед. наук, доцент О.Е. Иванова – заместитель директора ИПиМ по многоязычию. Бывшие аспиранты стали основателями новых научно-методических школ, которые проводят исследования по актуальным проблемам обучения межкультурной коммуникации, формирования иноязычной коммуникативной компетенции в заданных условиях, теоретического обоснования рациональной методики обучения иностранным языкам и культурам. Кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов формирует свою научную школу, разрабатывает концепцию дидактики многоязычия, профессиональной подготовки учителя многоязычия.



Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания образована 01 июня 2014 года методом укрупнения структурных подразделений, а именно объединение кафедры педагогики и кафедры теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

2014-2015 учебный год является первым этапом становления кафедры нового формата.

Приоритетными задачами первого этапа становления являются:

- определение основных направлений учебно-методической работы;
- определение направлений НИР;
- повышение публикационной активности всех членов кафедры.

Положение о кафедре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

Номер документа: 176
Дата утверждения: 20.02.2019

Baryshnikov N.V., K. Kostkova. Chapter 15. Intercultural Communication: from Competence to Performance// The Magic of Innovation. // New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Languages //Cambridge Scholars, 2015. – 350 p. – P. 295-316. (монография).                 
Барышников Н.В., Богдан Н.А. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника: монография. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
Барышников Н.В. Рецензия на мультимедийный учебник по лингвострановедению Л.Г. Ведениной //Иностр. языки в школе. – 2015. – № 1. – С. 69-70.
Барышников Н.В. Концепт «культура» в дидактиках языка и многоязычия //Инновационные концепции и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография. – Пятигорск, 2015. – С. 87-93.
Барышников Н.В. Виды межкультурной коммуникации и условия их успешности // I Международная конференция из цикла «Между мирами – между словами» // Межкультурная коммуникация в контексте современной транслатологии. – 16–17 апреля 2015 года, Польша: Варминско-Мазурский университет в г. Ольштыне.
Baryshnikov N.V. Cultural Transformation in the Lingua-Didactical Dimension  //The XXVI Annual International Academic Conference, Language and Culture, 27-30 October 2015, Tomsk, Russia. Editor: Svetlana K. Gural. – Р. 87-91. Available online at www.sciencedirect.com
Baryshnikov N.V., I. Rymanova, A.Grishaevaю. E-course Based on the LMS Moodle for English Language Teaching: Development and Implementation of Results //  Teaching: Development and Implementation of Results// Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 206, Pages 236-240 (17 October 2015)  XVth International Conference "Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations" - Edited by Gregory D. S. Anderson and Marcel Erdal  LKTI 2015, 9-11 November 2015, Tomsk, Russia. – Р. 236-240. – Available online at www.sciencedirect.com             
Барышников Н.В. Лексические новообразования во французском языке в лингводидактическом измерении//Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство? коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума Лемпертовские чтения – VIII. – Пятигорск, 2016. – С.125-133.
Барышников Н.В. Лингводидактический портрет диалога культур без ретуши //Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социо-гуманитарных практик: мат-лы Первой Международ. Конференции. – Москва, 14-16 апреля 2016 г.: под общей редакцией Е.Г. Таревой, Л.Г. Викуловой. – М.:МГПУ: языки народов мира. – С. 33-38.
Baryshnikov N.V. Une des variants de la didactique du plurilinguisme: theorie et pratique //6-éme Congrès du EDiliC. Pour education plurilingue, inclusive et éthigue. Yior, Hougrie, 6-9 juillet, 2016. Перевод как равностатусный вид межкультурной коммуникации //Наука о переводе сегодня:V Международная научная конференция «Междисциплинарная интеграция как вектор развития». – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. – 19-20 февраля 2016 г.
Барышников Н.В., Шевцов И.О. Культура речи офицера: идеал и реальность// Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар: Издательский дом ХОРС. – № 5. – 2016 г. – С. 101-104, рубрика – педагогические науки.
Барышников Н.В., Коржан Э.А. Образовательный процесс в военном и гражданском вузах: попытка сопоставительного анализа//Право и образование. – Москва. – 2016 г. – № 11. – С. 76-83.
Барышников Н.В., Коржан Э.А.Инноватизация образовательного процесса в военном вузе//Педагогика. – Москва. – 2016. – № 10. – C. 30-36
Барышников Н.В. Виды и стратегии межкультурной коммуникации//Сб. статей по итогам международной научной конференции в Варминско-Мазурском университете в г. Ольштын (Польша) – 2016. – C. 53-69.//Сб. статей по итогам международной научной конференции в Варминско-Мазурском университете в г. Ольштын (Польша) – 2016. – C. 53-60. (Web of science)
Барышников Н.В., Крюков Д. Формирование политической культуры курсантов военного вуза// Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар: Издательский дом ХОРС. – № 12. – 2016 г.  рубрика – педагогические науки (ВАК) – C. 110-114.
Барышников Н.В., Нефедов О.В. Рациональная методика обучения иностранным языкам (монография). – Пятигорск: ПГУ, 2016 . – 124 с. Барышников Н.В. Многоязычный школьник – это реально// Иностр. языки в школе. – 2017. – № 1. – С. 3-8.
Барышников Н.В. Диалог культур как миф в лингводидактике и культура диалога в межкультурной коммуникативной практике. Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности: коллективная монография: глава в кол. моногр.: отв. ред. Л.Г. Викулова, Е.Г. Тарева. – М.: НЕОЛИТ, 2017. – 424 с. – С. 124-151.
Барышников Н.В. Плюралистическая дидактика языков и культур//Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума Лемпертовские чтения – XIX. – Пятигорск, 2017. – С. 16-22.
Барышников Н.В. Лингвистика и дидактика языков в контексте лингвофилософии//Лингвистика XXI века: традиции и новации: сборник трудов по материалам Второй Международной научной конференции памяти профессора В.В. Лазарева. – Пятигорск: ПГУ, 2017. – С. 222-229.
Барышников Н.В. Межкультурная коммуникация и мировая политика//Языки и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования: Мат-лы международной научно-практической конференции. – Пятигорск: ПГУ, 2017. – С. 247-251.             
Барышников Н.В. Язык и культура в лингводидактическом контексте//Сб. статей по материалам XXVI Международной конференции «Язык и культура». – Томск: ТГУ, 2017.
Барышников Н.В. Русский язык как основа формирования мультилингвизма в образовательной системе России//V Педагогический форум. – Сочи. – 14-15 октября 2017 г. – электронный вариант             
Baryshnikov N.V., Vartanov A.V. Ten ‘Whys’ About Intercultural Communication //In: Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 677. Springer, Cham
Барышников Н.В. Инновационная модель профессиональной подготовки учителя иностранного языка новой формации//сб. трудов по материалам Международного форума, посвященного 100-летию со дня рождения Г.В. Роговой. – Москва, МГПУ, 2017.                                       
Барышников Н.В. Лингводидактические приоритеты в условиях международных интеграционных процессов//Современное языковое образование в контексте международных интеграционных процессов: состояние и перспективы: мат-лы Международной научно-практической конференции. – Минск, 17-18 декабря 2015 г., во 2 ч. Ч.1 : редкол. Т.П. Леонтьевой (отв. Ред.) [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2017. – 272 с. – С. 3-7.               
Baryshnikov N.V. Enseignement du plurilinguisme aux russophones //Recherches et applications/ N°63 JANVIER 2018 PRIX DU NUMERO 22,60€ Entrees historiques et diversite de l’enseignement du francais dans l’espace russophone; Coordonne par Tatiana Zagryazkina
Барышников Н.В. Инновационный подход к методической подготовке учителя иностранного языка//Преподаватель XXI век // Наука, образование, культура. – Москва: МПГУ, 2018. – №1. – С. 55-66.

Вартанов А.В. Традиции и инновации в обучении межкультурному взаимодействию//Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство? Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XVIII". 2016. С. 96-101.
Вартанов А.В. Структура социокультурной компетенции бакалавра лингвистики // Непрерывное образование: Международный научный е-симпозиум. Сборник научных материалов. – Москва, Издательство МЦНИП, 2016.     
Baryshnikov N.V., Vartanov A.V. Ten ‘Whys’ About Intercultural Communication //In: Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 677. Springer, Cham

Целоева Д.М. , Гудиева Л.Х.-У., Лезина В.В. Инновационная политика в учреждениях среднего общего образования Северо-Кавказского федерального округа: монография. Пятигорск, 2015. – 156 с. Доля авторского участия – 40% .
Лезина В.В. Развитие социальных компетенций у российской молодежи //Вестник ПГЛУ, 2015. – № 1. С. 160-164.
Лезина В.В. Отраслевые корреляции в методологии андрагогики // Вестник ПГЛУ, 2015. – № 2. С. 230-235.
Лезина В.В. Методология андрагогики: науковедческий подход / Материалы научно - методических чтений «Университетские чтения – 2015».-Пятигорск: ПГЛУ, 2015. С. 78-84.
Целоева Д.М. , Гудиева Л.Х.-У., Лезина В.В. Инновационная политика в учреждениях среднего общего образования Северо-Кавказского федерального округа: монография. Пятигорск, 2015. – 156 с. Доля авторского участия – 40% .
Лезина В.В. К проблеме исследования проектно-исследовательской культуры // Вестник ПГЛУ, 2016. № 2. С. 225- 230.
Лезина В.В. Проектно-исследовательская культура педагога //Фундаментальные исследования /www.rae.ru/upfs/ С. 57-68.
Лезина В.В., Шаухалов Т.С. Тенденции проектирования в   педагогических исследованиях // Материалы научно-методических чтений «Университетские чтения – 2016». Пятигорск, 2016; С. 65-69.
Лезина В.В. Обучение профессионально значимой  лексике студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «Учитель иностранного языка»//Международная научно-практическая конференция «Достижения и проблемы современной науки» / ж. «Globus». СПб, 2016. С. 71-80.
Лезина В.В., Мальсагов А.А. Нейродидактическая технология обучения взрослых // Вестник ПГУ, 2017. № 1. С. 147-155.
Лезина В.В., Мархиева М.В. Динамика этнопедагогики  в современных условиях // Вестник ПГУ, 2017. № 2. С. 168-176.
Лезина В.В., Сургучиев Х.Э. Методологические основы формирования этнокультурной толерантности// Ж. «Бизнес. Образование. Право». Волгоград, 2017. С. 111-119.
Лезина В.В., Мархиева М.В., Джанзакова Ш.И. Науковедческий подход как приоритетный в современном исследовании развития этнопедагогики // Коллективная монография «Методология этнопедагогического исследования». Элиста – Москва, 2017. С. 79-84.

Песоцкая Т.Н. Становление субъектной активности старшеклассников [Текст] / Т.Н. Песоцкая, Л.Л. Супрунова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. – 200 с.
Супрунова Л.Л., Тарасова О.А. Поликультурное образование в структуре социально-культурной деятельности // Университетские чтения – 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ.– Пятигорск: ПГЛУ, 2015.
Супрунова Поликультурное образование в социально-культурной деятельности: учебное пособие для магистрантов СКД. - Пятигорск: ПГЛУ, 2015. (в соавторстве с Образцовой Л.В., Тарасовой О.А.) – 223 с.
Супрунова Л.Л.   Сравнительная педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего образования. –М.: Академия, 2015. – 240 с. (Рекомендован УМО ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. АИ. Герцена» по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование»)
Супрунова Л.Л. Система образования Индии в мировом образовательном пространстве // Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 109-119.
Супрунова Л.Л. Поликультурное образование как средство социализации дошкольников в современной России // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века». – Якутск, 2015.
Супрунова Л.Л., Спицин Ю.С. «Гражданское образование в Испании: генезис и современные тенденции развития»: монография. – Пятигорск: ПГУ, 2016. 148 с.
Супрунова Л.Л. Компетентностный подход в высшем образовании: преимущества и проблемы // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и практики как механизм    эффективного развития современного общества» // Нальчик, 2016.  – С. 116-126.
Супрунова Л.Л. Междисциплинарный подход в сравнительной педагогике // Университетские чтения – 2016.  Ч. VII. С. 104-111.
Супрунова Л.Л.,  Спицин Ю.С.  Гражданское образование в Испании: традиции и современные тенденции развития  // Педагогика. 2016.  №5 . – С. 104 – 113.
Ражина И.Н., Супрунова Л.Л.  Концептуально-правовые основания взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.  2016. №9 С. 31-41.
Супрунова Л.Л. Развитие сравнительного образования за рубежом в ХХ веке // Педагогика. – 2017. – №6. – С. 111-120.
Ражина И.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей в структуре духовно-нравственного воспитания младших школьников  / И.Н. Ражина, Л.Л. Супрунова // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики – 2017. – Материалы Межрегиональной ежегодной конференции (Москва, 03-05 мая 2017 г.). – №6 – М.: УЦ «Перспектива», 2017. – C. 337-343.
Супрунова Л.Л. Стратегические приоритеты поликультурного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях в XXI веке // Университетские чтения – 2017.  Ч. VII. С. 104-111.
Ражина И.Н. Краткий словарь терминов по духовно-нравственному воспитанию: методическое пособие для учителей начальных классов и родителей младших школьников / И.Н. Ражина, Л.Л. Супрунова, И.Н. Пронина. –  Пятигорск: ПГУ, 2017. – 55 с.
Ражина И.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей в структуре духовно-нравственного воспитания младших школьников  / И.Н. Ражина, Л.Л. Супрунова // Университетский округ МГПУ – интеграция науки, образования и практики – 2017. – Материалы Межрегиональной ежегодной конференции (Москва, 03-05 мая 2017 г.). – №6 – М.: УЦ «Перспектива», 2017. – C. 337-343.
Супрунова Л.Л. Стратегические приоритеты поликультурного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях в XXI веке // Университетские чтения – 2017.  Ч. VII. С. 104-111.
Супрунова Л.Л. Развитие сравнительного образования за рубежом в ХХ веке // Педагогика. – 2017. - №6. – С. 111-120.

Иванова О.Е. Обучение префиксам испанского языка в школе (семантико-функциональный аспект). Обучение иностранным языкам и культурам в различных условиях: инновационные концепции и практики Лемпертовские чтения - XVII.: коллективная монография по материалам междунар. науч.-метод. симп., 21-22 мая 2015 г. – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. – С. 171-174.
Иванова О.Е., Филатова Н.И. К вопросу о дифференциации типов словообразовательных моделей испанского языка в процессе обучения семантической компетенции в средней школе//В мире научных открытий.Социально-гуманитарные науки. Красноярск – 2015.- №7.1(67).- С.336-342.
Иванова О.Е. Технологии обучения изучающему чтению с учётом семантико-функциональных особенностей суффиксов испанского языка//Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет. Барнаул, 2015. С. 253-256.
Иванова О.Е. Игровые приёмы обучения иноязычной семантической компетенции на основе аффиксальных моделей испанского языка//Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство? Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XVIII". 2016. С. 96-101.
Иванова О.Е. Метод драматизации в обучении испанскому языку в СОШ // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8-4. С. 48-51.
Иванова О.Е., Чечель С.В. К вопросу об использовании игровых приёмов в обучении лексике британского и американского вариантов английского языка//Электронный ресурс //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 4-2. С. 320-327.
Иванова О.Е. Обучение аффиксам испанского языка // Иностранные языки в школе. 2017. № 3. С. 51-57.
Иванова О.Е. Пропедевтический курс многоязычия для детей младшего школьного возраста// Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций коллективная монография по материалам Международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XIX". 2017. С. 153-158.
Иванова О.Е., Чечель С.В., Зайцева О.Л.  Использование паремий концепта «семья» в проведении билингвального занятия по иностранному языку // II Международная научная конференция. Чехия, Карловы Вары – Россия, г. Москва, 29-30 ноября 2017 (в печати).              

Лидак Л.В. Формирование правового сознания у подростков: методология и феноменология // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, (в печати).
Лидак Л.В. Фундаментальные и нетрадиционные идеи и замыслы научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства»,// журнал «Педагогика».
Лидак Л.В. Анализ поликультурной сферы в структуре личности младшего школьника.// Экономика Психология Сервис: интеграция теории и практики. АСПИ, № 17, 2015, С. 62-64.
Лидак Л.В. Культура здорового образа жизни как проблема педагогической антропологии.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2015, № 4, С.81-88.
Лидак Л.В. Негосударственное образование в России: новейшая история.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2015, № 3.
Лидак Л.В. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов в развивающейся среде вуза.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2015, № 4.
Лидак Л.В. Образовательные   инновации   как   основа   управления современным  вузом в условиях  стратегических изменений.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2015, № 4.
Лидак Л.В. Педагогические условия подготовки беременных женщин к материнству // Университетские чтения -  2015, Пятигорск. ПГЛУ, VII ч., 2015. (соавтор Н.Н. Селина). С. 63-67.
Лидак Л.В. Психологический ресурс этнообразовательной среды современных школ Северо-Кавказского федерального округа //  Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде// Материалы VI Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 23-24 марта 2015 г.// Под общей редакцией Н.И.Медведевой – 23 июня 2015, Северо-Кавказский  федеральный университет. С. 97-104.
Лидак Л.В. Поликультурная личность в полиэтнической  среде:  педагогический ресурс. Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2015 г. –213 С.
Лидак Л.В. Педагогическая антропология В.М. Бехтерева. // Университетские чтения – 2015, часть I. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Часть I – Пятигорск: ПГЛУ, 2015. С. 67-73.
Лидак Л.В. Ценностные отношения младшего школьника к этнокультурному наследию народов Северного Кавказа: антропологический аспект // Развитие системы педагогического образования в современной России: Антропологический аспект: Материалы XI  Международной научно- практической конференции (26-27 июня 2015 г.) / Под ред. Л.Л.Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2015. С. 67-71.
Лидак Л.В. Культура здорового образа жизни как проблема педагогической антропологии.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2016, № 2. С.81-88.
Лидак Л.В.Негосударственное образование в России: новейшая история.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2016, № 1, С.92-95.
Лидак Л.В., Базарова Г.З. Формирование ценностного отношения к культуре туркменского народа: реалии и возможности: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – 221 с.
Лидак Л.В. Профессиональное выгорание учителя как проблема педагогической антропологии./Учитель в системе современного антропологического знания: Материалы ХII Международной научно-практической конференции// Под ред Л.Л.Редько, С.В. Бобрышова. Ставрополь: СГПИ, 2016.
Лидак Л.В. Инновационные процессы в современном образовании: методологически аспект.//Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Ч.V11. – Пятигорск: ПГЛУ. 2016. С.69-76.
Лидак Л.В., Базарова Г.З., Тимонькина Л.П. Результаты эмпирического исследования и внедрения программы ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса в педагогическую практику.//KANT. – №3 , 2016, С. 29 – 33.(ВАК).
Лидак Л.В.,Сергеева И.В. Историко – рефлексивный анализ использования информацинных технологий в образовательной практике школы//Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2016, №2.
Лидак Л.В., Базарова Г.З. Особенности этнокультурных ценностных ориентаций младших школьников. //Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: Материалы международной научно – практической конференции. Сочи,12 сентября 2017 года./ Под ред. Академика РАО, доктора психологических наук, профессора  Г.А. Берулава. – Сочи: ОЧУ ВО Международный инновационный университет, 2017. С. 34-38.
Лидак Л.В. Инновационные процессы в отечественном образовании первой половины Х1Х века. Университетские чтения – 2017. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Часть V11. – Пятигорск: ПГУ, 2017. С. 69-74.
Лидак Л.В., Теребина П.В. Международная академическая мобильность студентов: теория, методология, практика: монография. – Пятигорск: ПГУ, 2017. – 230 с.

Managarow R. W., Krasnoschonowa E.S. Der Lehrer der deutschen Sprache und der Kultur als neues Format für Realisierung der innovativen Funktionen im Lehrbetrieb // III Всероссийская научно-практическая конференция учителей немецкого языка «Теория и практика обучения немецкому языку» Памяти И.Л. Бим, Академика РАО, 25 апреля 2015. С.198-202.
Манагаров Р.В., Красножонова Е.С. Преподаватель иностранного языка и культуры новой формации как носитель гуманистического образа мысли // «В Мире научных открытий» №5.3(65): Изд-во «Научно-инновационный центр», Красноярск //IX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Научное творчество XXI века". С. 872-887.

Красножонова Е.С. Инновационная модель учителя иностранного языка Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство? – Лемпертовские чтения XVIII. – Пятигорск , 2016. – С.171-175.
Красножонова Е.С., Манагаров Р.В. Рационализация процесса подготовки будущего учителя иностранного языка и культуры новой формации //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск, 2016. № 3-2 (59). С. 151-158.
Красножонова Е.С. Рациональный подход к методической подготовке будущего преподавателя иностранного языка новой формации// Коллективная монография «Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций» по материалам Международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XIX". 2017. С. 175-182.

Тен Э.Г. Формирование профессиональных компетенций при работе над мини-проектами по методике преподавания  иностранных языков и культур // Инновационные концепции и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам Международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения-XVII» (21-22 мая 2015 г.)– Пятигорск: ПГЛУ, 2015. – С.191-195.
Тен Э.Г. Методическая подготовка студентов к межкультурному обучению. // Университетские чтения-2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Ч.VII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – С.115-121.
Тен Э.Г. Педагогическая практика как средство формирования профессиональных компетенций у обучающихся // Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство?: коллективная монография по мат-лам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения –XVIII» (19-20 мая 2016 г.). – Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – С.154-158.
Тен Э.Г. Геймификация в образовательной среде// Коллективная монография «Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций» по материалам Международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XIX". 2017. – С. 58-61.

Ярмина Т.Н. Инновационные средства организации учебной деятельности//Коллективная монография по материалам Международного научно-методического симпозиума Лемпертовские чтения – XVII, Пятигорск: ПГЛУ, 2015. – С. 261-266.
Ярмина Т.Н. Рецензия на учебник Н.В. Барышникова «Основы профессиональной межкультурной коммуникации». Журнал «Иностранные языки в школе» №3, Москва, 2015. С. 65-67.
Ярмина Т.Н. Методический потенциал электронного сервиса “Padlet”. Журнал «Иностранные языки в школе» №12, Москва, 2015. С. 38-41.
Ярмина Т.Н. Кейс-метод в обучении иностранным языкам. Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство?: Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения - XVIII». – Пятигорск, 2016. – С. 146-151.
Ярмина Т.Н. Метод кейсов в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2017 - №9. – С.24-27.
Ярмина Т.Н. Кросскультурные особенности английских юмористических текстов в сборнике Международной научно-практической конференции «Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования». ПГУ, 2017.

Направления и результаты НИР:
  1. Поликультурное образование и межкультурная коммуникация (руководители: профессор Н.В. Барышников, профессор Л.Л. Супрунова).
  2. Учитель иностранного языка новой формации и банк его инновационных технологий (руководители: профессор В.В. Лезина, профессор А.В. Вартанов).