Психологическая служба ПГУ

Миссия Психологической службы ПГУ – способствовать успешному развитию личности, раскрытию ее уникальных способностей и воплощению их в жизнь, содействовать лучшему пониманию человеком себя и окружающих и формированию гармоничных отношений человека с самим собой и окружающим миром.

Психологическая служба предлагает широкий диапазон услуг:
  • психологические тренинги,
  • психологическое тестирование и создание психологического портрета личности,
  • индивидуальные консультации психолога,
  • создание условий профессионального и личностного роста.
В Психологической службе представлены все современные направления психологических техник и методов работы.

Психологическая служба сотрудничает с Центром по трудоустройству студентов и выпускников, Центром формирования индивидуальных траекторий развития студентов, Институтом довузовской подготовки и профориентации, Советом студентов и аспирантов.

Специализация Психологической службы: программы личностного роста и саморазвития; тренинги творчества и развития креативности; развитие уверенности; бизнес тренинги; тренинги профессионального роста.

Психологическая служба ПГУ задумана и действует как настоящий творческий центр, созданный для людей, стремящихся к глубокому и всестороннему самопознанию, построению успешной профессиональной карьеры и обретения благополучия.


Инклюзивное сопровождение 

(обеспечение социальной и психологической интеграции студентов с ОВЗ и инвалидов в образовательном пространстве высшей школы)

Направления инклюзивного сопровождения:

I. Просветительское и профилактическое направление работы:
  1. По итогам проведения диагностики 1 курсов происходит формирование группы учащихся с ОВЗ и инвалидов с учетом  их психолого-физиологических особенностей для прохождения дополнительных адаптационных тренингов. Целью данных тренинговых занятий является адаптация студентов с ОВЗ к новым условиям обучения в вузе, а также сплочение и более тесное взаимодействие с остальными  студентами.
  2. Составление рекомендаций профессорско-преподавательскому составу по подбору и разработке учебных материалов с  учетом   психолого-физиологических особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов.
  3. Оказание помощи в проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом нарушений функций организма и индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
  4. Ознакомление волонтерского движения студентов  с возможностями социализации, возможностями тесного взаимодействия и развития процессов интеграции в молодежной среде студентов с ОВЗ и инвалидов.
II. Диагностическое направление:
  1. Проведение профессионально-ориентационного тестирования и консультаций для абитуриентов с ОВЗ и родителей по вопросам приема и обучения  для ориентации в подборе одной или нескольких профессий или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, его собственными интересами, склонностями и способностями.
  2. Проведение диагностики компетенций первокурсников с ОВЗ и инвалидов с учетом их психолого-физиологических особенностей.
Комплексное тестирование направлено на определение уровня развития индивидуальных компетенций первокурсников:
  • исследование личностных компетенций;
  • изучение профессиональных компетенций;
  • исследование адаптации личности.
III. Развивающее направление работы:
  1. Дополнительная подготовка педагогических работников с целью ознакомления с психологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для возможности организации образовательного процесса.
  2. Разработка и реализация при необходимости индивидуальных графиков и учебных планов обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
  3. Содействие в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидов. Организация презентаций и встреч обучающихся старших курсов с работодателями, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства. Проведение мастер-классов и тренингов для непосредственной социализации, раскрытия и применения на практике полученных во время учебы компетенций.
  4. Содействие в разработке образовательных материалов, позволяющих доступно осуществлять прием и передачу информации в соответствии с потребностями наибольшего числа обучаемых с ОВЗ и инвалидов.
  5. Осуществление психологического сопровождения преподавательского состава в подборе и разработке учебных материалов с учетом возможности предоставления материла в различных формах, обеспечивающих обучающимся с ОВЗ и инвалидам доступное и понятное получение учебной информации.
  6. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации, направленного на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося. Оказание психологической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций. Оказание психопрофилактической и психодиагностической  помощи студентам с ОВЗ, родителям и педагогам.

Психологическое консультирование

Индивидуальное консультирование – это беседа с психологом, который помогает посмотреть на свои проблемы со стороны, анализирует особенности поведения и межличностных отношений, которые стали источником жизненных трудностей.

В ходе консультационной беседы Вы сможете осознать свои проблемы, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психологическое консультирование поможет Вам в сложных ситуациях:
  • если Вы находитесь в жизненном тупике;
  • в отношениях с родными и близкими происходят непонимания и конфликты;
  • Вас потрясло неприятное известие или какое-то жизненное событие;
  • Вы испытываете тревогу, страх, мучаетесь от одиночества;
  • Вы не понимаете сами себя;
  • Вы ищите ответы и находитесь в поиске себя.

Заочное психологическое консультирование

Один из возможных вариантов заочной психологической помощи — консультация психолога по электронной почте, которая не уступает по своей пользе очной консультации.

Способ консультирования: Вы отправляете нам свой запрос по e-mail, психолог исследует Вашу проблему, подбирает и описывает варианты и методы действий, которые Вы можете провести самостоятельно для получения результата. Психолог открывает Вам то, что Вы не видите сами, дает взгляд со стороны и новую информацию, например, многолетний опыт других людей, которые прошли через аналогичные трудности и смогли найти выход.

Для кого предусмотрена данная возможность:
  • если у Вас нет возможности посетить психолога очно;
  • если вы хотите анонимности;
  • если Вы хотите иметь запись комментариев психолога и возможность возвращаться к ним время от времени;
  • если Вам просто так комфортнее.
Если что-либо из перечисленного относится к Вам, то консультация психолога по e-mail — это идеальный вариант получения психологической помощи.

Какая бы проблема у Вас ни была, Вы сможете вместе с психологом исследовать ее и определиться с шагами к ее решению. А как действовать дальше — продолжать ли e-mail консультации, работать с вопросом самостоятельно, либо найти возможности для очной работы с психологом — решать Вам.

Как должен звучать Ваш запрос к психологу

Желательно описывать Ваш вопрос наиболее подробно, чтобы психолог сразу мог приступить к оказанию помощи. Чем подробнее и честнее Вы опишите свою ситуацию, тем более полную и ценную консультацию получите в ответ.

Преимущество  консультирования по e-mail в том, что Вы можете сохранить посещение психолога в тайне. Вы сами выбираете способ обозначения себя: используете псевдоним или называете свое настоящее имя. Вы можете рассчитывать на полную анонимность Ваших данных. Это создает безопасную атмосферу и, соответственно, больше возможностей для самораскрытия.
1999 г.

Основание Психологической Службы ПГЛУ. Служба действует на основе Устава университета, положения о психологической службе, руководствуясь в своей деятельности задачами системы высшего образования РФ, государственной программой по работе с молодежью в целях личностного развития граждан РФ. Ее назначение состоит в психологической поддержке студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников административно-хозяйственного аппарата.

2000-2002 гг.

Психологическая служба ПГЛУ становится базой научно-исследовательской и производственной практик. В сферу деятельности входят: профориентационная диагностика, индивидуальное консультирование, тренинговые, психокоррекционные, развивающие программы.

2003-2004 гг.

Принципиально новым направлением деятельности службы в этом учебном году явилось создание центра профориентационной работы «Перспектива». Целями центра являются содействие обеспечению социально-психологической стабильности общества путем развития человеческих ресурсов; разработка, внедрение и практическая реализация комплексного сопровождения карьеры; формирование у студентов профессионального самосознания и активной жизненной позиции.

2005-2006 гг.

Профориентационный центр «Перспектива» при психологической службе ПГЛУ начал активное сотрудничество с центром трудоустройства студентов ПГЛУ, где студенты получили психологическую информацию, позволяющую успешно ориентироваться на рынке труда. Впервые был разработан и опробован новый вид семинарской и тренинговой работы, тематика которого – «Личностные взаимоотношения и отношения в семье».

2006 – 2007 гг.

Новым направлением деятельности службы в этом учебном году явилось создание кружка «Психологический калейдоскоп», с целью повышения психологической стрессоустойчивости и развития личности студентов. Разработка и проведение программ: «Великое Будущее России», «Мечта-Цель-Результат», «Повышение себя$тоимости». Целью данной программы являлось повышение уровня знания, умений и навыков студентов в сфере межличностного взаимодействия, командной работы и креативного мышления.

2007-2008 гг.

Психологическая служба начала сотрудничество с центром формирования индивидуальных траекторий развития студентов и с институтом довузовской подготовки и профориентации.

2008-2009 гг.

Инновационным видом деятельности Психологической Службы ПГЛУ в этом учебном году стала разработка и подготовка тестового материала для отдела менеджмента индивидуальных траекторий развития студентов с целью диагностики компетенций первокурсников. В сотрудничестве с Отделом Интернет-портала и развития электронной образовательной среды была разработана компьютерная версия данного теста.

Компьютерный вариант теста является ноу-хау Психологической службы и открывает широкие перспективы его массового применения в практической деятельности. Под руководством Психологической службы и карьерных менеджеров факультетов прошла успешная апробация теста среди студентов первого курса.

Психологическая служба приняла участие в проведении Всероссийской научно-практической конференции «Организационная психология в образовании, бизнесе и управлении».

Сотрудники Психологической службы в рамках проекта «Успех в жизни и карьере» разработали тренинговую программу «Стрессоустойчивость и конструктивное поведение в профессиональной деятельности», для круизной компании «Водоходъ» и успешно реализовали ее.

По запросу ректората Психологической Службой было разработано и апробировано тестирование для преподавателей кадрового резерва. Цель данного тестирования – расширение возможностей использования личностно-профессионального потенциала сотрудников и уровня их подготовки к руководящей и административной работе.

2009-2010 гг.

В этом учебном году Психологическая служба отметила 10 -летний юбилей. Были подведены итоги работы Службы с момента основания, выделены достижения, отмечены высокие показатели работы, определены перспективные направления работы.

Согласно инновационной политике университета, в течение учебного года приоритетными направлениями стали проектная деятельность и тренинговая работа.

Второй год сотрудники Психологической службы успешно проводят компьютерное тестирование для отдела менеджмента индивидуальных траекторий развития студентов с целью диагностики компетенций первокурсников.

В течение учебного года сотрудники Психологической службы готовили студентов по программе «Стрессоустойчивость и конструктивное поведение в профессиональной деятельности» для круизных компаний: ООО «Мостурфлот-сервис» и ООО «ВодоходЪ». В этом году к данной программе присоединилась турецкая компания «RISUS organizasyon and animasyon».

В 2009-2010 учебном году увеличились консультативные возможности за счет создания Психологической консультации по е-mail. Данная услуга предоставляет возможность без визита к психологу получить психологическую консультацию, профессиональную поддержку и открыть для себя новые возможности на пути решения своих проблем.

Сотрудники Психологической службы приняли участие в проекте Профсоюзного комитета «Анкетирование с целью изучения демографических условий и мотиваций профессиональной деятельности», а тат же участвовали в форуме «Содружество профсоюзов и психологического сообщества на этапе модернизации российского образования».

Психологическая служба приняла участие в Международной научно-практической конференции «Роль психологии и педагогики в модернизации Российского образования: методология, теория, практика», посвященная 70-летию ПГПИИЯ-ПГЛУ и кафедры психологии и педагогики.

Сотрудники Службы приняли участие в творческой встрече «Психология в бизнесе» на кафедре психологии развития и управления Института человековедения.
Психологическая служба приняла участие в Первой городской «Ярмарке психологии».

2010-2011 гг.

Новым направлением проектной деятельности Психологической Службы было сотрудничество с ООО «ПГЛУ – КАДРЫ – СЕРВИС». В рамках проекта «Технологии успеха» сотрудниками службы была осуществлена серия тренингов в рамках программы «Work & Travel USA» по направлению: «Психологическая подготовка студентов к профессиональной деятельности за рубежом».

Также новым направлением проектной деятельности Психологической службы была подготовка и реализация проекта «Школа Лидера». База проекта - МОУ СОШ № 8 г. Пятигорска.

Инновационной интерактивной формой работы Психологической службы стало активное освоение Интернет пространства. Учитывая современные тенденции, это позволит в дальнейшем значительно увеличить количество клиентов посредством заполнения электронной заявки через pglu.ru.

Осуществляя сотрудничество с отделом менеджмента формирования индивидуальных траекторий студентов сотрудники службы уже третий год проводят диагностику компетенций первокурсников. Так же сотрудники Психологической службы продолжают готовить студентов по программе «Стрессоустойчивость и конструктивное поведение в профессиональной деятельности» для круизных компаний: ООО «Мостурфлот-сервис» и ООО «ВодоходЪ».

Сотрудники Психологической службы приняли участие в семинаре по созданию центра привлечения волонтеров для участия в организации и проведении 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийский зимних игр 2014 г. в г.Сочи, а так же разработали программу психологического отбора и подготовки волонтеров.

Психологи службы в течение года участвовали в научно-практических конференциях «Молодая наука- 2011» и «Университетские чтения- 2011», «Актуальные проблемы психолого-педагогических наук и внедрение передовых технологий обучения». Так же сотрудники Психологической службы приняли участие в Фестивале практической психологии в г. Краснодаре.

Сотрудники психологической службы ПГЛУ активно взаимодействуют с молодежными студенческими организациями университета – студсоветом, студенческим клубом «Овация».

В течение всего времени работы успешно и эффективно проводится работа по научно-исследовательскому направлению деятельности психологической службы ПГЛУ. Приоритетным в научной деятельности службы остается развитие личности студента в образовательной практике вуза, исследование необходимых для этого психологических условий и факторов.

Психологическая служба проводит адаптационные тренинги на всех факультетах для студентов-первокурсников, повышая эффективность процессов формирования навыков и умений рациональной организации умственной деятельности, вырабатывание оптимального режима труда, досуга и быта, установления система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Психологическая служба ПГЛУ является активной базой научно-исследовательской и производственной практик. Студенты факультета психологии в процессе обучения проходят различные виды практик под руководством сотрудников психологической службы.

2011-2012 гг.

Новым видом тренинговой работы в учебном году стал тренинг «Техники генерирования идей». Были проведены занятия в рамках краевого проекта «Сборы командного состава краевых студенческих отрядов». В июле по запросу отдела по делам молодежи г.Пятигорска была реализована программа «Профориентация и подготовка волонтеров к ключевым спортивным событиям международного уровня; психологическая составляющая как неотъемлемая часть подготовки добровольца» в рамках Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2012».

Новым направлением работы Психологической службы стало сотрудничество с волонтерским центром ПГЛУ «Профи-Соци-Лингва». Были проведены тренинговые занятия по подготовке волонтеров, претендующих на участие в летних Олимпийских играх в Лондоне в 2012 г., направленные на командообразование, так же проведено тестирование в рамках конкурсного отбора волонтеров для участия в зимних тестовых соревнованиях в городе Сочи.

Сотрудники Психологической службы приняли участие в разработке и публикации учебно-методического пособия «Психологическое сопровождение адаптации студентов в изменяющихся условиях образовательного учреждения».

Была разработана и реализована программа повышения квалификации «Психологическая программа профилактики наркотической зависимости и других социально-негативных явлений в молодежной среде» для педагогов-психологов школ г.Пятигорска.

2012-2013 гг.

С сентября была возобновлена реализация проекта «Мечта-Цель-Результат». Данный проект был модифицирован с учётом современных тенденций и направлений, задач развития учащихся, а также специфики внутриличностных проблемных зон и затруднений учащихся и направлен на развитие внутреннего потенциала.

Новым видом деятельности Психологической службы стало участие в разработке и проведение мероприятий в рамках организации студенческого объединения университета «Школа студента-куратора».

В рамках сотрудничества с Центром довузовского образования, профориентационных и адаптационных технологий (Подготовительное отделение) был разработан комплекс мероприятий «Профориентационная диагностика» для учащихся средних школ.

В сотрудничестве со Ставропольской краевой психоаналитической ассоциацией был организован и проведён «Всемирный день психического здоровья».

2013-2014 гг.

Новым видом деятельности в диагностическом направлении стало тестирование обучающихся 4 курсов, для определения уровня развития индивидуальных и профессиональных компетенций выпускников.

С этого учебного года Психологическая служба Пятигорского государственного лингвистического университета стала проводить релаксационные занятия. Специалистами Психологической службы ПГЛУ были созданы уникальные авторские методики проведения релаксационных занятий.

Психологическая служба университета приняла участие в III съезде Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» и X Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов».

За большой вклад в психологическую науку и практику сотрудники Психологической службы университета и Института человековедения были отмечены памятным знаком Федерации психологов России и награждены грамотами Общероссийской общественной организации. :

2014-2015 г.

Начата разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации, направленного на развитие и коррекцию личности обучающегося. Оказывается психологическая помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций студентам с ОВЗ, родителям и педагогам.

Психологическая служба реализовала инновационный проект «Активная позиция». Он направлен на выявление учащихся с активной жизненной позицией и позволяет расширить возможности реализации их потенциала во время обучения.

Продолжает реализовываться тренинговая программа для участников детского языкового лагеря при языковой школе «Big Ben». Программа направлена на формирование и развитие коммуникативных навыков, лидерства, умения работать в команде и развитие творческого потенциала младших школьников.

Сотрудники психологической службы приняли участие в круглом столе «Профнавигатор для учителей средних школ», посвящённом вопросам современных методик и технологий подготовки выпускников.

Коллектив Психологической службы принял участие в вебинаре Международного уровня Е.М. Черепановой, директора программы по психологической травме колледжа Кембриджа (Бостон), доктора психологии, руководителя «Trauma and Crisis Services. International training & consulting» (Boston MA) «Психологическое консультирование в сфере психического здоровья: профилактика психотравмы и профессионального выгорания».

Положение о психологической службе в ФГБОУ ВО "ПГУ"

Номер документа: 112
Дата утверждения: 01.11.2016