Институт человековедения

ob1.jpg

Миссия Института человековедения ПГЛУ:

Подготовка высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к самостоятельной аналитической и организационной работе, к творческому решению профессиональных задач, обладающих научно-исследовательскими и практическими навыками работы.

Базовые принципы образовательной деятельности: фундаментальность, профессиональная направленность, непрерывность и преемственность образования, единство обучения, науки и практики, интеграция с российским и мировым профессиональным сообществом.

Стратегические задачи Института человековедения

При определении стратегических направлений развития мы опираемся на главные приоритеты развития университета, основанные на «интегрирующей методологии» и в соответствии со «Стратегией 2020 – ПГЛУ», а, именно:

- оптимизацию результатов в области:   
  • академической политики и совершенствования системы непрерывного образования,
  • научной деятельности, развития интеллектуального потенциала,
  • развития «Инновационного пояса» ПГЛУ,
  • формирования социальных компетенций и гражданственности у студентов, подготовка их к трудоустройству и будущей карьере,
  • развития интернационализации деятельности университета, в реализации экспортно-ориентированных проектов;
- создание и реализация образовательных программ в формате сетевого сотрудничества с отечественными и зарубежными научными центрами, вузами, - организациями;
- готовность создавать технологический продукт, «исходя из реальных тенденций глобального развития»;
- вывод результатов интеллектуальной деятельности на получение во внешних государственных органах сертификации охранных документов.

Институт человековедения создан на базе факультета психологии и осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров с 2003 г., опираясь на базовые принципы образовательной деятельности: фундаментальность, профессиональную направленность, непрерывность и преемственность, единство обучения, науки и практики, интеграцию с российским и мировым профессиональным сообществом.

Руководство института представлено на сайте в рубрике руководящий состав Института человековедения.

В Институте человековедения осуществляется многоуровневая образовательная деятельность, ориентированная на качественную подготовку кадров в области психологии, психологии служебной деятельности, прикладной информатики в психологии, психологии и педагогики дошкольного образования, социальной работы, организации работы с молодежью.

Главным ресурсом, обеспечивающим развитие основных образовательных программ, является активность и инициативность структурных подразделений Института человековедения: кафедр, научно-образовательных инновационных лабораторий (НОИЛ), Центров.

Институт человековедения успешно вошел в мировое образовательное пространство, участвуя в реализации образовательных проектов с коллегами из зарубежных вузов и профессиональных психологических сообществ США, Германии, Польши, Словакии, Украины, имея реальную возможность повышать свои профессиональные навыки, участвуя в стажировках, симпозиумах и конгрессах.

Воспитательная и общественная работа проводится в рамках реализации общеуниверситетских и институтских проектов: «Воспитательный стандарт», «Гражданская позиция», «Здоровый образ жизни», «Педагог новой эпохи», «Успех в жизни и карьере».

Рейтинг выполнения Институтом человековедения (ИЧ) Единой системы показателей оценки деятельности основных подразделений университета (ЕСПОДОПУ)

2009 год – ИЧ занял второе место в рейтинге выполнения ЕСПОДОПУ.
2010 год – ИЧ занял первое место в рейтинге выполнения ЕСПОДОПУ.
2011 год – ИЧ занял первое место в рейтинге выполнения ЕСПОДОПУ.
2012 год – ИЧ занял первое место в рейтинге выполнения ЕСПОДОПУ.
2013 год – ИЧ занял второе место первого уровня в рейтинге выполнения ЕСПОДОПУ.
История Института человековедения начинает отсчет с 2003 г., когда решением Ученого совета Пятигорского государственного лингвистического университета был образован факультет психологии на базе кафедры общей психологии, возглавляемой доктором психологических наук, профессором, действительным членом Нью-Йоркской академии наук, академиком Международной академии интегративной антропологии Белоус Валерием Владимировичем.

От зарождения к зрелости и переходу в новое качество – именно таким видится путь развития факультета психологии, преобразованного в 2010 г. в Институт человековедения. Каждый год развития института – это шаг в развитии лучших традиций университетского образования и науки.

В 2005 г. на факультете психологии были открыты кафедра психологии развития и управления под руководством доктора психологических наук, профессора Хребиной Светланой Владимировной и кафедра психологического консультирования - заведующая кафедрой кандидат психологических наук, профессор Швалева Н.М.

С целью оптимизации образовательной деятельности по выполнению университетской стратегической программы развития в 2012 г. кафедра психологического консультирования была объединена с кафедрами психологии Института человековедения.

С 2012 г. в структуре Института человековедения две выпускающие кафедры:

кафедра общей и педагогической психологии (до 2015 г. - кафедра методологии психологии и теории психолого-педагогического образования) - заведующий кафедрой профессор Белоус В. В.;

h1.jpg


кафедра психологии личности и профессиональной деятельности (до 1 июля 2014 г. - кафедра психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности) - заведующая кафедрой профессор Хребина С.В.

h2.jpg

Для обеспечения высокоэффективной подготовки кадров были открыты:

в 2006 г.

научно – практический Центр «Системных исследований индивидуальности человека» (руководитель профессор Мищенко Любовь Владимировна);

h3.jpg

учебная лаборатория «Дифференциальной психофизиологии» (зав. лабораторией доцент Кульбеков Евгений Файзулович);

h4.jpg
в 2009 г.

– Психолого-лечебно-оздоровительный научно-практический инновационный центр «Здоровье и успех» (руководитель доцент Ганжа Светлана Юрьевна, с 2013 г. – Минакова Рената Юрьевна; с 2014 г. - Эннс Елена Александровна);

h5.jpg

в 2010 г.

– научно-образовательная инновационная лаборатория (НОИЛ) «Обеспечение системной психологической компетенции» (зав. лабораторией доцент Зиник Инна Николаевна, с 2013 г. – Басанова Елена Евгеньевна);

h6.jpg

– научно-образовательная инновационная лаборатория (НОИЛ) «Технологии развития личности средствами организационной психологии»
(зав. лабораторией проф. Краснянская Татьяна Максимовна; с 2014 года – доцент Желаевская Надежда Федоровна);

h7.jpg

- научно-образовательная инновационная лаборатория (НОИЛ) «Системного психологического консультирования и психотехник развития личности» (зав. лабораторией профессор Н.М. Швалёва).

h8.jpg

h9.jpgИнститут человековедения осуществляет многоуровневую образовательную деятельность:

с 2003 г. – подготовка по специальности 030301.65 - «Психология», специализация «Психологическое консультирование»;
с 2006 г. – по специальности 030301.65 – «Психология», специализация «Психология труда и организационная психология»;
с 2008 г. – по специальности 080801.65 – «Прикладная информатика»;

с 2010 г. по направлениям подготовки


• 030300.62 – «Психология»;
• 030300.68 – «Психология» в рамках магистерских программ «Психология индивидуальности», «Юридическая психология», «Психологическое консультирование и психотехнологии развития личности;

с 2011 г. по направлениям подготовки

• 030300.68 – «Психология» в рамках магистерских программ «Психология развития и детства», «Психология управления и кадрового менеджмента», «Психология здоровья и рекреационного сервиса»;
• 30700.62 – «Прикладная информатика в психологии»;
• 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование»; профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»;
• 040400.62 – «Социальная работа»;

с 2012 г.

по специальности ВПО:

• 030301.65 – «Психология служебной деятельности», специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»;

по специальностям СПО:

• 050144 – «Дошкольное образование» (СПО);
• 040401.51 – «Социальная работа» (СПО);
• по направлению подготовки 040700.62 – «Организация работы с молодежью».

На кафедрах психологии. осуществляется подготовка в аспирантуре по специальностям:

с 1991 г.

• 19.00.01 – «Общая психология, психология личности и история психологии;
• 19.00.07 – «Педагогическая психология»;

с 2012 г.

• 19.03.11 – «Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физическая культура, курортология и физиотерапия».

Вся осуществляемая в Институте человековедения учебная и учебно-методическая работа ориентирована на качественную подготовку специалистов с учетом задач их будущей профессиональной деятельности.

В Институте человековедения разрабатываются и проводятся фундаментальные и прикладные исследования по основным проблемам психологической науки.

С 2003-2014 г.г. защищено 46 докторских и кандидатских диссертаций (2 докторские).

Кафедрами Института человековедения подготовлено более 80 монографий и 130 учебных и учебно-методических пособий.

Награды, полученные преподавателями на внешних конкурсах научных работ и научных проектов

Лауреаты конкурса на лучшую научную книгу 2010 года (Фонд развития отечественного образования)

Номинация «Психология»


h10.jpgЖелаевская Н.Ф.
за книгу «Влияние профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение»
Колиниченко И.А. за книгу «Психосемантический анализ гендерных различий и отношение к морали и успеху современных предпринимателей»
Краснянская Т.М. за книгу «Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации»
Хребина, С.В., Зверева, Р.Г. за книгу «Развитие мотивации достижения успеха у студентов»

Лауреаты Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2011 года (Фонд развития отечественного образования)

h11.jpgh12.jpgНоминация «Педагогика и методика преподавания»


Котова И.Б., Чубова Е.П. за книгу «Инженерное образование: представления старших школьников»

Номинация «Психология»

Мищенко Л.В. за книгу «Интегративная психология пологендерного развития человека (Том II. Период подросткового и раннего юношеского возраста)»

На VI Общероссийском конкурсе изданий для вузов «Университетская книга - 2012» в номинации «Лучшее издание по педагогическим наукам и психология» Награждена книга «Как преодолеть психотравму и восстановить душевное равновесие: методическое пособие по психотравматологии» (под ред. Л.В. Мищенко)

По итогам III Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» (2011 г.), организованной Федерацией психологов образования России, коррекционно-развивающая программа для неуспевающих подростков Т.В. Луценко «Путь к успеху» (н/р Л.В. Мищенко) вошла в десятку лучших в номинации «Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы» и получила свидетельство о присвоении грифа «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использование в образовательных учреждениях. На Всероссийском Форуме «Обучение. Воспитание. Развитие. - 2011» коррекционно-развивающая программа «Путь к успеху» Луценко Т.В. была признана победителем и награждена «Золотой Психеей».

На VI Общероссийском конкурсе изданий для вузов «Университетская книга - 2012» в номинации «Лучшее издание по педагогическим наукам и психология» награждена книга «Как преодолеть психотравму и восстановить душевное равновесие: методическое пособие по психотравматологии» (под ред. Л.В. Мищенко).

По результатам Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества 2013/14 учебного года, организуемого на всей территории Российской Федерации в дистанционном виде посредством веб-сайта Конкурса: http://educontest.net/ победили:

«Программа психологического сопровождения младших школьников с низкой учебной мотивацией». (авторы Мищенко Л.В., Войтов А.С., Луценко Т.В.);

«Интегрированная образовательно-развивающая программа развития интегральной индивидуальности неуспевающих подростков». (авторы: Мищенко Л.В., Луценко Т.В.).

Кафедрами Института человековедения организовано и проведено более 60 научных конференций международного, всероссийского и регионального уровней.

h13.jpg

Стало традицией проведение:

- психологических симпозиумов в рамках Международного конгресса «Мир через языки, образование, культуру: Россия – Кавказ – Мировое сообщество» (2004, 2007, 2010, 2013 г.г.)
- творческих встреч психологов России «Развитие интегративной психологии индивидуальности и ее научно-методические аспекты», посвященные памяти В.С.Мерлина (ежегодно с 2008 г.);
- международной научно-практической конференции «Междисциплинарное познание закономерностей индивидуальности современного ребенка» совместно с РАО (2012, 2013 г.г.);
- конференций, круглых столов научно-практическим Центром «СИИЧ» совместно с Миротворческой Миссией им. генерала Лебедя, Швейцарским фондом мира и Форумом по раннему предупреждению и раннему реагированию (FEWER-Eurasia (ежегодно с 2009 г.);
- форумов совместно со Ставропольской краевой организацией профсоюза работников образования и науки РФ, посвященных проблемам качества жизни субъектов педагогического сообщества (2010, 2012 г.г.) и др..

Институт человековедения определил свой путь - путь развития, преобразований, новых открытий. Нам многое удалось сделать, но наше движение вперед продолжается. Мы стремимся к высокому качеству профессиональной подготовки, глубоко осознавая, что готовим профессионалов 21 столетия, характеристика которых - творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, способность аккумулировать человеческий потенциал, направляя его на творчество, созидание и успех!

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой деятельности средствами технологии ТРИЗ

Тhe theory of inventive problem solving, creative abilities, preschool age, cognitive and speech development

Научный руководитель: Пилюгина Екатерина Ивановна
Автор ВКР: Долгова Александра Сергеевна

Педагогические условия развития игровой деятельности старших дошкольников

Pedagogical conditions of development of game activity of the senior preschool children

Научный руководитель: Лидак Людмила Валентиновна
Автор ВКР: Черкесова Мадина Дахировна

Системное исследование развития гражданской и этнической идентичности в старшем школьном возрасте

System study of the development of civil and ethnic identity in the school age

Научный руководитель: Боязитова Ирина Валерьевна
Автор ВКР: Ходукаева Гульжана Саид - Селамовна

Психолого-педагогические условия организации сюжетно – ролевой игры как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Development of communication skills, communication, senior preschool age, the plot - role-playing game

Научный руководитель: Пилюгина Екатерина Ивановна
Автор ВКР: Хажнагоева Милана Анзоровна

Развитие познавательной сферы старших дошкольников средствами современных образовательных технологий

Development of cognitive sphere of the senior preschool children by means of modern educational technologies

Научный руководитель: Поклонская Виолетта Дмитриевна
Автор ВКР: Селезнёва Яна Владимировна

Педагогические условия использования игр-драматизаций в развитии творческих способностей детей

Pedagogical conditions of use of games-dramatization in the development of creative abilities of children

Научный руководитель: Лидак Людмила Валентиновна
Автор ВКР: Рихтер Виалетта Романовна

Исследование специфики этнокультурной социализации детей в старшем дошкольном возрасте

The study of the ethno-cultural specificity of socialization of children in the preschool age

Научный руководитель: Боязитова Ирина Валерьевна
Автор ВКР: Пшихачева Рузана Мухамедовна

Психологические условия формирования социальной идентичности в подростковом возрасте

Psychological conditions of social identity formation in adolescence

Научный руководитель: Басанова Елена Евгеньевна
Автор ВКР: Пугачёв Сергей Сергеевич

Системное исследование психологической культуры учащихся старших классов сельской школы

System research of psychological culture of the senior classes of rural school pupils

Научный руководитель: Мищенко Любовь Владимировна
Автор ВКР: Макарова Елена Валерьевна

Особенности формирования этнической идентичности подростков, воспитывающихся в моноэтнических и межэтнических семьях

Features of formation of ethnic identity of adolescents brought up in mono-ethnic and inter-ethnic families

Научный руководитель: Басанова Елена Евгеньевна
Автор ВКР: Магомедов Бекхан Хусаинович

Интегративный портрет Интернет-зависимых студентов вуза

Integrative portrait of Internet-dependent high school students

Научный руководитель: Эркенова Мариям Мустафаевна
Автор ВКР: Люсена Леонидовна Люева

Системное исследование интернет-зависимого поведения в младшем школьном возрасте

The systemic research of the Internet-dependent behavior in primary school age

Научный руководитель: Эркенова Мариям Мустафаевна
Автор ВКР: Даниелян Диана Михайловна

Системное исследование психологических условий родительского выгорания

System research of psychological conditions of the parent burnout

Научный руководитель: Басанова Елена Евгеньевна
Автор ВКР: Волобуева Елена Егоровна

Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в процессе познавательно-речевой деятельности

Formation of bases of safe behavior at the senior preschool children in the process of cognitive and speech activity

Научный руководитель: Поклонская Виолетта Дмитриевна
Автор ВКР: Видинеева Виктория Сергеевна

Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной сферы старших дошкольников

Psycho-pedagogical conditions for senior preschoolers’ intellectual arena development

Научный руководитель: Поклонская Виолетта Дмитриевна
Автор ВКР: Дронина Мария Юрьевна

Психологические особенности формирования профессионального имиджа менеджеров в организации

Psychological features of formation of professional image management in the organization

Научный руководитель: Печерская Светлана Александровна
Автор ВКР: Языкова Екатерина Сергеевна

Развитие личностного потенциала студентов как условие успешной профессиональной подготовки

The development of personal potential of students as successful training conditions

Научный руководитель: Печерская Светлана Александровна
Автор ВКР: Хребин Максим Владимирович

Психологические особенности развития лидерских качеств будущих менеджеров в условиях инновационно-образовательной среды вуза

Psychological features of development of leadership skills of future managers in terms of innovation and educational environment of high school

Научный руководитель: Никулина Светлана Анатольевна
Автор ВКР: Тихонова Наталья Александровна

Создание корпоративной культуры в организации как условие личностного развития сотрудника

The creation of corporate culture in the organization as a condition of the employee’s personal development

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Раздуева Татьяна Андреевна

Психологические особенности формирования коммуникативной компетентности военнослужащих как условие благоприятных межличностных отношений в организации

Psychological constitutions of construction of military communicative competence as a condition of the favorable interpersonal relations in organization

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Попова Анастасия Викторовна

Развитие социально-психологической адаптации студентов как условия подготовки к будущей профессиональной карьере

Development of social and psychological adaptation of students as a condition of preparation for their future professional career

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Ваниева Татьяна Александровна

Психологические условия развития профессиональной мотивации сотрудников индустрии красоты

Psychological conditions of development of professional motivation of the staff of the beauty industry

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Берлова Валерия Олеговна

Влияние акцентуаций характера на развитие учебной мотивации подростков

The influence of character accentuations on the development of educational motivation of teenagers

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Темботова Алина Аслановна

Особенности формирования профессионально-значимых качеств у студентов-психологов

Features of formation of professionally significant qualities of students-psychologists

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Равшанова Мадина Шавкатовна

Психологические особенности формирования самооценки студентов гуманитарного вуза

Psychological features of formation of self-esteem of students a humanitarian college

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Муталимова Наиля Арслановна

Психологические условия развития волевых качеств личности студентов

conditions of development of strong-willed qualities of the person of students

Научный руководитель: Юндин Роман Николаевич
Автор ВКР: Максидов Азамат Нихатович

Особенности «Образа Я» беременных женщин

Some peculiarities of concept of «self image» of pregnant women

Научный руководитель: Никулина Светлана Анатольевна
Автор ВКР: Захарова Яна Сергеевна

Гендерные различия в развитии компонентов самосознания современных подростков

Gender differences in the development of self-consciousness component of modern adolescent

Научный руководитель: Кравцова Надежда Федоровна
Автор ВКР: Аллабян Зоя Камоевна

Психологические условия для успешной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе

Psychological conditions for successful adaptation of students in the initial stage of training at the university

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Гаврилова Вероника Арнольдовна

Исследование психологических особенностей формирования стрессоустойчивости у старшеклассников

The research of psychological peculiarities of forming stress-stability among senior school pupils

Научный руководитель: Хребина Светлана Владимировна
Автор ВКР: Акопян Надя Камоевна

Университет третьего возраста «Образование длиною в жизнь: перезагрузка»

Период реализации: с 01.11.2015 по 20.12.2016

Отметка о выполнении: Не выполнено

Практикоориентированный проект «Психологическая практика в системе «студент-работодатель».

Период реализации: с 10.09.2014 по 30.06.2016

Отметка о выполнении: Выполнено

Проект «Мечта-Цель-Результат»

Период реализации: с 01.10.2014 по 10.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

межкафедральный проект "Психолого-правовые основы служебной деятельности"

Период реализации: с 20.04.2015 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

«Дискуссионный психологический клуб «Ресурс развития»

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

Профориентационный проект «Осознанный выбор сегодня – востребованный специалист завтра»

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

Воспитательный профориентационный проект «Грани профессионализма»

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

Воспитательный профориентационный проект «Они расскажут о войне!»

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

Медико - психолого - педагогическое сопровождение подростков с функциональными нарушениями здоровья

Период реализации: с 01.01.2012 по 31.12.2012

Отметка о выполнении: Выполнено

Медико - психолого - педагогическое сопровождение подростков с функциональными нарушениями здоровья (Проект II)

Период реализации: с 01.01.2012 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

Проектное студенческое общество управления карьерой

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

«Индивидуальное психологическое консультирование по специальным проблемам».

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

«Психосоматика и телесноориентированная психотерапия».

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Период реализации: с 16.01.2013 по 26.06.2013

Отметка о выполнении: Выполнено

«Вуз – территория толерантности»

Период реализации: с 01.01.2011 по 31.12.2015

Отметка о выполнении: Выполнено

«ПсиМАРКЕТ»

Период реализации: с 10.02.2012 по 10.02.2015

Отметка о выполнении: Выполнено