Наука

Научно-исследовательская работа в ПГУ ведется по 66 научным направлениям. Среди них 18 направлений относятся к лингвистике и литературоведению, 20 - к психолого-педагогическим наукам, 21 - к социальным наукам, 4 – к естественным наукам, 2 – к искусcтвоведению. Кроме того, выделены 3 комплексных направления, которые разрабатываются различными подразделениями вуза под руководством ведущих ученых университета:

  1. комплексная гуманитарная и миротворческая программа «Мир через языки, образование, культуру»;
  2. комплексные межотраслевые проблемы коммуникации;
  3. комплексные проблемы инновационного развития высшей школы, управление ее структурами и формирования культуры будущего специалиста в условиях гуманитарного вуза.
Количество отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования в ПГУ, составляет 15.
В 2017 году в рамках проектной части государственного задания Минобрнауки России на 2017-2019 гг. выполнялись научные исследования и разработки по теме: 
  • «Разработка лингвистических принципов проектирования и создание экспертной системы представления элементов научного знания на основе конструирования терминологических семантических сетей» (руководитель доц. М.Н. Лату).
В рамках государственного задания по заказам департаментов Минобрнауки выполнялись проекты по следующим темам:
  • «Национально-культурное и этнорелигиозное самоопределение адыго-абхазских и тюркских народов на Северном Кавказе, в Крыму в условиях упрочения гражданского единства российской нации» (руководитель проф. М.А. Аствацатурова);
  • «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе модели Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем, анализ гуманитарного предметно-дисциплинарного цикла в школах и вузах в аспекте формирования российской идентичности, воспитания гражданской ответственности и солидарности в регионах в регионах Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика)» (руководитель проф. М.А. Аствацатурова);
  • «Анализ и обобщение опыта работы образовательных организаций высшего образования по противодействию экстремизму и разработка на их основе механизмов противодействия экстремизму на территории образовательных организаций и студенческих общежитий» (руководитель проф. Э.Д. Кондракова);
  • Проведение конференции «Актуальные вопросы развития государственных и религиозных образовательных организаций Крыма и их взаимодействие с образовательными организациями других регионов Российской Федерации» в рамках ГЗ Минобрнауки РФ;
В рамках конкурсов РФФИ реализовывались проекты:
  • «Систематизация и стандартизация терминологии медиации в России» (руководитель аспирант А.Г. Моногарова (Чернышенко));
  • «Разработка теоретической модели исследования проблемы формирования ценностных ориентаций личности в креативном пространстве городских поселений и разработка тезауруса социально-философского понятия "креативное пространство городского поселения"» (руководитель проф. Л.И. Ермакова).
  • В рамках конкурсов Совета по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук (общественные и гуманитарные науки) выполнялись проекты:
  • «Комплексное когнитивное исследование и разработка прототипической модели дефиниции термина на основе реконструкции фрейма и семантической сети (на примере разных направлений научного знания)» (руководитель доц. М.Н. Лату); 
  • «Интернет вещей и социальная онтология» (руководитель доц. Ю.М. Шаев);
  • «Терминология нанотехнологий в дискурсивном аспекте: изучение сочетаемости терминов, их вариативности и уточнение принципов стандартизации» (руководитель доц. А.В. Раздуев).
  • В рамках ФЦП «Русский язык» выполнялись работы по следующим проектам:
  • «Разработка силами образовательных и научных организаций Российской Федерации единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки» по направлению 4 «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» – проект по созданию массового открытого онлайн-курса по теме «Русские писатели XIX - начала XX вв. и Кавказ» (рук. проф. И.Б. Федотова);
  • «Создание сети «Институт Пушкина» как международной площадки продвижения русского языка в мировом культурном и научно-образовательном пространстве» (рук. доц. И.Ю. Богатырева).
В рамках контрактов с российскими организациями: 
  • проект по организации проведения Международной научно-практической конференции «Гражданин. Выборы. Власть» (руководитель проф. Л.А. Тхабисимова).
  • В 2017 году ФГБОУ ВО «ПГУ» проводил исследования в составе международного консорциума по проекту «Knowledge Exchange and Academic Cultures in the Humanities: Europe and the Black Sea Region, late 18th – 21st Centuries» в рамках программы Евросоюза «Горизонт 2020».
  • В 2017 году на конкурсах грантов Президента РФ победило еще 3 проекта, реализация которых запланирована с 2018 года:
  • «Комплексное когнитивное исследование языковой репрезентации системных отношений между терминами в прикладных моделях организации научного знания» (руководитель: доц. М.Н. Лату);
  • «Интернет вещей в контексте трансгуманизма: анализ онтологических оснований» (руководитель: доц. Ю.М. Шаев);
  • «Концептуальное лингвопроектирование профессиональной идентичности в инновационной экономике: лингвокогнитивное, социо-лексикографическое и прагма-аксиологическое моделирование русскоязычного и западноевропейского научно-популярного дискурса» (руководитель: доц. А.Ю. Багиян).
В 2017 году ПГУ в очередной раз стал победителем Конкурса Программ развития деятельности студенческих объединений Российских вузов, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации. Фактический объем средств, полученный ПГУ по этой программе в 2017 г. составил 10 млн. рублей 
В 2017 г. руководством университета была продолжена работа по совершенствованию форм управления научной деятельностью и организации проведения научных исследований. Она была направлена на дальнейшую интеграцию научных исследований в области социальных и гуманитарных наук; консолидацию ученых, работающих в различных отраслях социально-гуманитарного знания; усиление практической направленности научных разработок; систематизацию и активизацию научной деятельности кафедр. 

Совершенствовалась деятельность Управления научной работы университета, объединяющего научно-исследовательский отдел и редакционно-издательский отдел. Научная часть университета осуществляла аналитическую, организаторскую и контролирующую деятельность, включая планирование, разработку, проведение научных мероприятий и осуществление научно-исследовательских работ, организацию подготовительной работы по выпуску общеуниверситетских научных сборников, обобщение и анализ результатов научной работы кафедр, а также расширение инициативной деятельности, связанной с участием университета и его подразделений в научных конкурсах.

Вопросы совершенствования управления и организации НИР в 2017 г. были в центре внимания Ученого совета ПГУ, ректорских совещаний, рассматривались на заседаниях Ученых Советов Институтов и Высших школ. Предпринятые меры позволили добиться новых значительных результатов на пути придания управлению научной деятельностью университета более системного и целенаправленного характера, а также активизировать решение крупных приоритетных задач, определяющих облик ПГУ как научно-образовательного центра. Из достигнутых на этом пути результатов за отчетный год можно выделить следующие:

1) проведение в отчетном году целого ряда крупных научных мероприятий, позволивших добиться высокой степени интеграции, консолидации и сотрудничества ученых высшей школы на региональном, общероссийском и международном уровнях при организующей роли в этом ПГУ, в том числе: 
- региональной научно-практической конференции «Университетские чтения – 2017»;
- региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука – 2017»;
- IX международной научно-методической конференции «Русскоязычие и би(поли)лингвизм в межкультурной коммуникации XXI века: когнитивно-концептуальные аспекты»;
- международного научно-методического симпозиума «Лингводидактические проблемы формирования иноязычной компетенции (Лемпертовские чтения – XIX)»; 
- региональной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития исламского образования в российской Федерации»;
- всероссийской конференции «Меры по противодействию «религиозному» экстремизму и терроризму в современных условиях»;
- конференции «Актуальные вопросы развития государственных и религиозных образовательных организаций Крыма и их взаимодействие с образовательными организациями других регионов Российской Федерации» в рамках ГЗ Минобрнауки РФ;
- региональной научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения-2017»; 
- международной научной конференции «Историческая память и культурные символы национальной идентичности»;
- международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки в современной России»;
- международной научно-практической конференции «Гражданин. Выборы. Власть»;
- обучающего семинара «Молодежь СКФО за свободные выборы»;
- совещания «Эффективные модели и технологии вовлечения молодежи субъектов СКФО Российской Федерации в социально-значимую деятельность» в рамках социально-значимого проекта «Вместе мы – Россия».
2) продолжение работы по уточнению научных направлений и расширению их перечня, что позволило целому ряду кафедр по итогам 2017 г. значительно активизировать научно-исследовательскую работу;
3) дальнейшая активизация работы Студенческого научного общества (СНО) и Общества молодых ученых (ОМУ) университета, действующих в соответствии с «Положением об организации деятельности СНО и ОМУ ПГУ по развитию научного и инновационного творчества молодежи университета», что позволяет поддерживать неплохой уровень НИРС и НИР молодых ученых (см. ниже);
4) повышение уровня целенаправленности в научно-исследовательской работе кафедр, научно-исследовательских институтов и научных центров и соответствующем отражении ее результатов, что позволило добиться в 2017 г. возрастания по сравнению с 2016 г. уровня качества публикаций; 
5) дальнейшее совершенствование деятельности Института интегрированных программ высшего и послевузовского образования, реализация в его рамках новых образовательных программ послевузовского профессионального образования;
6) придание более системного характера работе по отображению деятельности научных школ университета, их основателей и лидеров посредством активизации этого направления работы Музеем ПГУ и проведения регулярных научно-теоретических семинаров кафедр и групп кафедр;
7) дальнейшее совершенствование качественного уровня публикаций научного журнала университета «Вестник ПГУ», который входит в обновленный перечень изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, а также его международной версии «Creative Innovations & Innovative Creations», что явилось новой вехой в интеграции ученых ПГУ в международное образовательное и научное пространство;
8) расширение возможностей организации научной работы по новым перспективным направлениям в связи с созданием и преобразованием кафедр: классической филологии и риторики; современного русского языка и журналистики; информационных технологий, математики и средств дистанционного обучения; восточных языков и культур; специального менеджмента и экономики; инноватики, управления и права; политологии, социологии и теологии; общеправовых дисциплин; уголовного права и процесса; международного и европейского права;
9) выход на новый уровень возможностей обеспечения научно-исследовательской работы, прежде всего для докторантов и аспирантов, в результате работы в университете электронного читального зала Российской государственной библиотеки с доступом к электронной библиотеке диссертаций, а также использования приобретенной университетом одной из наиболее полных версий программы «Антиплагиат», дающей возможность более точно оценить степень оригинальности работ, представляемых к защите на соискание степени кандидата и доктора наук в диссертационных советах ПГУ и иных вузов.

Результаты научных исследований по всем видам научно-исследовательской работы, реализуемых в ПГУ широко используются при разработке и создании современной учебной и научной литературы, которая применяется при реализации основных образовательных программ вуза и способствует повышению качества подготовки специалистов по всем направлениям подготовки, осуществляемым в ПГУ.

Отчетный год позволяет сделать вывод о том, что в ПГУ реализуется комплекс мер по формированию эффективных инструментов интеграции науки, образования и инновационных технологий, которые являются составной частью процесса создания креативного инновационного университета, что проявляется не только в интеграции организационных структур, реализующих все виды научной деятельности и всех звеньев образовательного процесса в ПГУ, но и в создании действенного механизма, обеспечивающего дальнейшее трудоустройство выпускников и их социальную и профессиональную адаптацию к постоянно изменяющимся условиям рынка труда. Эта система позволяет увязать проектную деятельность, как основную составляющую инновационной научно-исследовательской работы вуза, с реальным трансфером гуманитарных, социальных и информационно-компьютерных технологий при тесном взаимодействии со Студенческим профессиональным и бизнес-инкубатором, Центром трудоустройства, Ассоциацией выпускников, Психологической службой вуза, а также при непосредственном участии инновационных и предпринимательских структур ПГУ, Многоуровневой инновационной академии непрерывного образования (МИАНО), Института интегрированных программ высшего и послевузовского образования, Бизнес-школы ПГУ, малых инновационных предприятий: ООО «АйТи-ПГЛУ», ООО «ПГЛУ-Кадры-Сервис», ООО «ПГЛУ-Аудит-Консалтинг», ООО «Северо-Кавказский экзаменационный центр», ООО «Умный мир».

По результатам реализации НИР в 2017 году были подготовлены и опубликованы монографии, статьи в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендуемых ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертаций, а также в зарубежных журналах, индексируемых в международных системах цитирования Web of Science, SCOPUS, Google Scholar, ERIH PLUS. Результаты апробировались на международных конференциях, проходивших как в России, так и за рубежом.

Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в ПГУ практически по всем научным направлениям, представленным в университете. Организация НИРС и НИР молодых ученых в 2017 г. соответствовала «Положению об организации деятельности СНО и ОМУ ПГУ по развитию научного и инновационного творчества молодежи университета». Большинство кафедр в соответствии с «Положением» стремились придать этой работе более системный и целенаправленный характер, что позволило в последние годы поднять на новый уровень молодежную научную политику в университете, значительно повысить показатели студенческой научной работы.

В соответствии с указанным «Положением» продолжалась активизация работы студенческих научных объединений, студенческих научных кружков и семинаров, уточнялись темы и направления научных исследований, в которых принимают участие студенты. В 2017 г. успешно прошел ежегодный смотр-конкурс научно-инновационных проектов студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Инновационный потенциал университетской молодежи», включавшего в себя конкурсы по одиннадцати номинациям: 1. Педагогические науки; 2. Лингвистика; 3. Информационные технологии; 4. История и историография; 5. Психологические науки; 6. Философия и теология; 7. Волонтерство, туризм и сервисная деятельность; 8. Социально-культурная деятельность и реклама; 9. Журналистика и медиа-проектирование; 10. Право; 11. Менеджмент и управление. По итогам конкурса были определены лучшие работы. Наибольшая активность студентов была проявлена в области социальных наук, где лучшим работам были выделены призовые места.
Впечатляет число докладов, представленных в 2017 г. студентами на различных научных конференциях. Высоким является качество материалов и выступлений, представленных студентами ПГУ на внешних конференциях и конкурсах регионального и всероссийского характера.

Повысилось качество научных публикаций студентов по сравнению с 2016 г. Многие студенческие работы публикуются без соавторов – работников вуза.

На активизацию научной работы молодых ученых и студентов нацелено осуществляющееся с 2002 г. участие молодых ученых, аспирантов и студентов ПГУ в ежегодной научно-практической конференции «Молодая наука». 
Кроме того, студенты университета являются активными участниками реализации инноваций в рамках научно-производственной и профориентационной работы, осуществляемой через постоянное расширение направлений деятельности студенческого профессионального бизнес-инкубатора «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА», развитие инфраструктуры малых инновационных предприятий ООО «ПГЛУ-КАДРЫ-СЕРВИС»,  ООО «ПГЛУ – Аудит-Консалтинг», ООО «АйТи-ПГЛУ», ООО «Северо-Кавказский экзаменационный центр», ООО «Умный мир», реализацию уже разработанных и введение в действие новых программ Центра профориентации и содействия занятости студентов и выпускников ПГУ, постоянное расширение направлений деятельности студенческих фирм, агентств и технологических площадок, входящих в «инновационный пояс ПГУ».

В 2017 году ПГУ в очередной раз стал победителем Конкурса Программ развития деятельности студенческих объединений Российских вузов, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации. Фактический объем средств, полученный ПГУ по этой программе в 2017 г. составил 10 млн. рублей.
Часть средств, полученных в объеме финансирования государственной поддержки вуза – победителя конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования была использована на развитие студенческой науки.

Деятельность студенческого научного общества и общества молодых ученых (СНО и ОМУ) направлена на создание условий для формирования профессиональных компетенций в области изучаемых дисциплин, а так же в научно-исследовательской и научно-практической сфере и развитие интеллектуального и инновационного потенциала университета посредством осуществления фундаментальных и практикоориентированных проектов студентами, магистрантами, аспирантами, соискателями и молодыми учеными университета. В рамках данного направления проводятся олимпиады, студенческие конференции и заседания интеллектуальных клубов.

5 апреля 2017 года состоялся финальный тур ежегодного смотра-конкурса научно-инновационных проектов молодежи «Инновационный потенциал университетской молодежи» в рамках комплексной инновационной программы развития университета «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА».

14 апреля 2017 года состоялась региональная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «МОЛОДАЯ НАУКА – 2017». На пленарном заседании конференции выступили победители ежегодного смотра-конкурса научно-инновационных проектов студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Инновационный потенциал университетской молодежи».

В ежегодном смотре-конкурсе научно-инновационных проектов молодежи «Инновационный потенциал университетской молодежи» приняли участие авторы проектов и авторские коллективы (свыше 80 проектов); в региональной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «МОЛОДАЯ НАУКА – 2017» - более 500 студентов. По итогам работы конференции в 2017 г. было издано 26 томов материалов докладов молодых ученых.

Кроме того, в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений были организованы: цикл тренингов по обучению технологии научного исследования «Молодые ученые» - семинары для студентов выпускных курсов и магистратуры с целью обучения выстраиванию структуры научных статей, технологиям научных исследований, работе с библиографическими базами данных (с привлечением к организации аспирантов вуза, кандидатов и докторов наук по различным специальностям), что позволило значительно сократить недостатки в вопросах написания научных статей, курсовых, дипломных и магистерских работ, повысить уровень качества научных исследований.

Таким образом, основные показатели научной деятельности Пятигорского государственного университета за 2017 год свидетельствуют об устойчивой тенденции совершенствования организации научных исследований, расширения и углубления тематики НИР, росте целого ряда количественных и качественных результатов по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Вместе с тем научно-исследовательская работа университета требует дальнейшего совершенствования и поиска новых форм и методов управления ею.

Говоря о перспективах развития осуществляемой ПГУ научной деятельности в ближайшие годы необходимо отметить, что она будет направлена на осуществление следующих приоритетных направлений:
  1. Исследование строя европейских языков как полиструктурного средства осуществления вербальной межкультурной коммуникации в синхронном, диахронном и сравнительно-сопоставительном аспектах; теория и практика оптимизации и обучения межкультурной коммуникации (с опорой на владение несколькими иностранными языками); предотвращение и разрешение конфликтов в поликультурной полиэтнической среде.
  2. Психолингвистические и когнитивно-лингвистические закономерности развития языковой личности в речевой деятельности, осуществляемой в рамках поликультурного социума; переводческая медиация коммуникативного процесса в специализированных областях знания.
  3. Противодействие терроризму, поддержание межнационального, межконфессионального и межэтнического согласия гуманитарными средствами, государственно-конфессиональное взаимодействие, содействие развитию религиозного образования в соответствии с внутри- и внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации.
  4. Обеспечение реализации государственных интересов Российской Федерации в изучаемых регионах мира, аналитическое обеспечение поддержания безопасности в Кавказском регионе.
  5. Укрепление позиций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения на Северном Кавказе, продвижение русского языка и достижений русской культуры за рубежом.
Сосредоточение усилий коллектива ПГУ на дальнейшем развертывании и углублении указанных приоритетных направлений развития обосновано наличием в этих областях сильных, постоянно развивающихся научно-педагогических школ и направлений, а также быстро набирающих авторитет и вес молодых научно-педагогических сил.

В соответствии с решениями, принятыми Ученым Советом и ректоратом ПГУ в 2017 г. и в начале 2018 г., в ближайшее время коллективу университета необходимо добиться следующих результатов:
  1. Дальнейшей активизации деятельности на наиболее приоритетных направлениях НИР, связанных с развитием ПГУ как признанного в России и за рубежом образовательного и научного центра лингвистики и межкультурной коммуникации, крупного регионального гуманитарного научного центра Юга России, миротворческого центра Северного Кавказа. С этой целью в 2017 году будет проведен ряд мероприятий международного, всероссийского и регионального характера. 
  2. Дальнейшей дифференциации научных направлений, при сохранении и укреплении связей и преемственности фундаментальных и прикладных разработок, осуществляемых в университете, а также внедрении качественно новых научных программ в рамках не разрабатывавшихся в университете отраслей знания.
  3. Дальнейшего повышения качества научных публикаций, в том числе в индексируемых зарубежных базах данных (Scopus, Web of Science и др.), а также качественного уровня учебников и учебных пособий.
  4. Активизации участия ученых университета в выполнении заданий в рамках государственного задания Минобрнауки России, в разработке научных программ и проектов, а также технических разработок, имеющих подтверждение в виде зарегистрированных баз данных, патентов и других результатов интеллектуальной деятельности, в том числе финансируемых на конкурсной основе Министерством образования и науки РФ, другими организациями и фондами.
  5. Дальнейшего совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров, деятельности структур подготовки кадров высшей квалификации.
  6. Более динамичного выполнения программы подготовки докторов и кандидатов наук для университета, достижения существенного роста кадров высшей квалификации.
  7. Осуществления задач по дальнейшему совершенствованию НИРС и НИР молодых ученых, поддержке способной молодежи, более активному включению студентов в разработку проектов в рамках планов научной работы кафедр.






Анализ публикационной активности ПГУ в РИНЦ

Список публикаций ПГУ в РИНЦ

Примерный перечень зарубежных научных периодических изданий (индексируемых WoS и Scopus)