Региональный ресурсный центр инклюзивного образования

Региональный ресурсный центр инклюзивного образования.

В целях реализации государственной политики в области образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагающей возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества, в сентябре 2017 года на базе кафедры психологии личности и профессиональной деятельности ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» был создан Региональный ресурсный центр инклюзивного образования (далее Центр).

Целью деятельности Центра является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов с ОВЗ и инвалидов по программам высшего образования.

Основными задачами Центра являются довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и лицами с ОВЗ; психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;  решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов; социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ; создание условий для беспрепятственного доступа лицам с ОВЗ и инвалидам к получению образовательной услуги на территории университета; оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования и других организаций региона по вопросам обучения инвалидов по выбранным ими специальностям; консультирование кафедр по подготовке учебной информации (тексты лекций, учебники, рисунки, графики, таблицы и т.д.), в том числе в альтернативных формах) для учета потребностей в образовательных услугах лиц с инвалидностью определенных нозологий; создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования студентов-инвалидов с различными нозологиями и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети.

Организационная структура Центра:

Руководитель - заведующая кафедрой психологии личности и профессиональной деятельности, доктор психологических наук, профессор Светлана Владимировна Хребина.

Социальный педагог - преподаватель кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Екатерина Александровна Терентьева.

Психолог – психолог психологической службы ПГУ Виктория Андреевна Нарижняк.

Направления работы Центра:

  1. Организационно-нормативное обеспечение заключается в создании новых и внесении изменений в локальные и нормативные акты университета; обновлении версии официального сайта университета для слабовидящих; размещении информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте ПГУ; мониторинге организации инклюзивного образования в ПГУ.

  2. Кадровое обеспечение состоит в проведении инструктажа с ППС ПГУ по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи; проведении курсов повышение квалификации для сотрудников ПГУ «Актуальные проблемы инклюзивного образования в образовательной практике вуза» (36 часов, май-июнь 2017).

  3. Профессиональная ориентация и работа с абитуриентами направлена на психологические исследования обучающихся с ОВЗ и инвалидов первого курса; проведение просветительского мероприятия «Я - лидер» с выпускниками ПГУ; анкетирование школьников старших классов с инвалидностью и ОВЗ г. Пятигорска (мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью); проведение Виртуального Дня открытых дверей.

  4. Создание безбарьерной среды предполагает обеспечение доступности зданий. В этом направлении ведется постоянное совершенствование доступности прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри зданий; оборудуются специальные места в библиотеке.

  5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает мониторинг и составление планов закупок необходимого оборудования для студентов с различными нозологиями.

  6. Адаптация образовательных программ и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется посредством включения в вариативную часть образовательных программ специализированных адаптационных дисциплин (модулей) «Психология личностного роста» и «Психология уверенного поведения»; подготовки учебно-методических материалов для текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой государственной аттестации и проведения практик. В рабочие программы и учебно-методические комплексы по каждой дисциплине включен раздел «Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», где отражены возможности преподавания данной дисциплины обучающимся с инвалидностью и ОВЗ.

  7. Организация образовательного процесса с применением электронного ресурса  и дистанционных образовательных технологий. В данном направлении ведётся работа над созданием доступных ЭО и ЭС для пользователей с различными нозологиями.

  8. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение: разрабатывается положение о создании психолого-педагогического и социального консилиума по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

  9. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ включает анкетирование выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

В октябре 2017 года Региональный ресурсный центр инклюзивного образования ПГУ вступил в сетевое взаимодействие с РУМЦ СКФУ и ещё 10 вузами СКФО и подписал соглашение о сотрудничестве с ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в целях развития инклюзивного образования и обеспечения доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ректором был утверждена совместная «Дорожная карта» взаимодействия с РУМЦ по повышению доступности и качества высшего образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ на 2017 год.

Положение о деятельности регионального ресурсного центра инклюзивного образования ФГБОУ ВО «ПГУ»

Номер документа: 26
Дата утверждения: 28.01.2019